Обман в интернет-магазине, к сожалению, распространенное дело. Покупатель, надеясь купить подешевле, но качества получше, ведется на предложение мошенника и с легкостью отдает ему свои деньги, ожидая заказ. Но, заказа нет и не будет – ведь аферист получил все, что нужно, а товара нет и в помине.
Несмотря на то, что обман на электронных торговых площадках вполне распространенное дело, покупатели продолжают попадаться на классические мошеннические схемы. Чаще всего используют следующее:
- предоплата – покупатель внес полную или частичную предоплату и ожидает свой заказ. «Продавец», получив деньги исчезает. В некоторых случаях сначала он рассказывает о том, что товар отправлен, но задерживается на почте, или же произошла накладка, и вот-вот товар будет отправлен;
- по факту за товар требуется заплатить больше, чем это было оговорено изначально;
- присланный товар не соответствует тем характеристикам, которые были указаны в карточке заказа – не те параметры, не тот цвет или модель, присланная модель дешевле в разы, чем та, которая ожидается и, конечно же, уже оплачена;
- присланный товар непригоден для использования – он сломан, не в полной комплектации, просрочен, не работает по иной причине.
В последних случаях продавец не всегда сразу же исчезает – некоторое время он может объяснять сложившуюся ситуацию, обещать выслать нужный товар или вернуть деньги. В большинстве случаев это только обещания, далее покупатель оказывается в черном списке и ни дозвонится, ни отправить сообщение больше не может.
На самом деле практически все мошеннические схемы построены на доверии человека и его желании купить как можно дешевле, но без ущерба качеству. Предотвратить это просто: платите за товар или услугу только по факту, проверив соответствие заявленным характеристикам.
Кроме того, если присланный товар не устроил, его можно вернуть продавцу обратно в течении 14 дней – согласно Закону «О защите прав потребителей».
Содержание
Куда обращаться, если обманули в интернет-магазине?
Не исключено, что в самом магазине произошла ошибка и просто выслали не тот товар. Поэтому, в первую очередь нужно связаться с администрацией торговой площадки, описать суть претензии и варианты ее решения. Если реакции не будет, то можно решать проблему более радикальным в законодательной плоскости способом.
Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.
Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45
Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25
Бесплатная горячая линия по всей России:
8 804 333-66-89
Заявление можно написать в территориальное отделение полиции и Роспотребнадзор. Если имеет место особо крупное мошенничество, то писать заявление можно сразу в прокуратуру.
В заявлении нужно отобразить следующую информацию:
- от кого и куда оно подается;
- дата происшествия, обстоятельства предполагаемого преступления, потраченная сумма, какие действия были предприняты для урегулирования проблемы до обращения в полицию;
- прилагаемые документы;
- дата и подпись.
В качестве доказательств можно приложить следующее:
- чек об оплате или выписка из карты;
- скриншоты переписки;
- счет-фактура;
- ссылка на товар в интернет-магазине;
- иные платежные документы.
Также в качестве доказательства могут быть приложены аудиозаписи или видеозаписи.
Какое наказание возможно?
Мошенничество – это уголовное преступление, которое квалифицируется по статье 159 УК РФ. Однако, если сумма ущерба будет до 1000 рублей, то преступление будет квалифицироваться уже как проступок – по статье 7.27 КоАП РФ. В последнем случае наказание будет материальное взыскание или административный арест до 15 суток.
Если преступление будет квалифицировано как уголовное, то наказание возможно следующее:
- штраф в размере до 120 000 рублей;
- исправительные или обязательные работы сроком до 2 лет;
- лишение свободы на срок до 5 лет.
В качестве дополнительного наказания может быть ограничение свободы на срок до 2 лет, конфискация имущества. Также пострадавшая сторона имеет право подать иск в суд и взыскать моральный и материальный ущерб.
Можно ли вернуть деньги?
Чем раньше будет подано заявление в полицию – тем лучше, так как больше шансов на то, что мошенника быстро найдут и привлекут к ответственности. Далее получение компенсации возможно в рамках этого же уголовного производства или путем подачи отдельного иска в отношении преступника.
Однако, не допустить такого разворота событий гораздо проще:
- не пересылайте средства до того, как вы получите товар и проверите его соответствие заявленным характеристикам;
- покупайте что-либо только на проверенных торговых площадках;
- используйте сделки по типу «сейф», «безопасная покупка» или «наложенный платеж»;
- сохраняйте данные относительно заказа: выставленный счет, квитанция об оплате, выписка из карты, скриншоты переписки с продавцом.
Если все же подозрение на мошенничество имеет место, нужно незамедлительно обращаться с заявлением в ближайшее территориальное отделение полиции.