Мошенники прикидываются сотрудниками банка: обзор схем

Сегодня мошенника можно встретить буквально где угодно. Аферисты подстерегают доверчивых граждан на улицах, в соцсетях, прикидываются продавцами и покупателями, работодателями и сотрудниками банков. И даже самая простая и очевидная схема периодически срабатывает, ведь всегда находится наивный человек, не замечающий подвоха.

Представляться сотрудниками банка – любимая «забава» российских мошенников. Иногда кажется, что нет в РФ человека, которому не звонили бы такие лжесотрудники, пытаясь выудить заветную информацию.

Тем не менее, годы идут, мошенники разрабатывают новые схемы и модифицируют старые, находя новых жертв. И проблема в том, что поймать такого афериста практически невозможно. Поэтому проще не дать ему завладеть вашими деньгами.

Ниже мы рассмотрим, как «работают» современные мошенники, представляющиеся банковскими сотрудниками. Надеемся, эта информация убережет вас от проблем.

Представитель службы безопасности банка просит назвать номер карты

Фейковый сотрудник службы безопасности звонит с номера, начинающегося с 8-800 или 8-495. У человека складывается впечатление, что ему на самом деле звонят из банка. К держателю карты обращаются по имени и отчеству и предупреждают о страшном: кто-то пытается снять деньги с его банковского счета.

Следует понимать, что вам действительно могут позвонить с любого номера, который будет максимально похож на стандартный телефонный номер банка. Мошенники давно научились использовать лазейки в протоколах телефонных соединений. Через эти лазейки они подставляют «красивый» правильный номер. Клиент банка видит знакомый набор цифр и уже не сомневается, что он разговаривает с реальным сотрудником кредитного учреждения.

Мошенники прикидываются сотрудниками банка: обзор схем

Как отличить настоящего сотрудника банка от фейкового

Банк использует различные методы для поимки мошенников, в том числе специальные алгоритмы, отслеживающие изменения на счетах клиентов. Поэтому нельзя заранее сказать, какие операции банк считает подозрительными, но в первую очередь это переводы на новые реквизиты.

Главное отличие настоящей службы безопасности от мошенника в том, что банку достаточно услышать, что вы не подтверждаете транзакцию. Никакие коды для блокировки никогда не запрашиваются.

Спросите, с какой карты была совершена подозрительная транзакция. Настоящий сотрудник легко назовет последние 4 цифры номера карты. Мошенник, наоборот, запросит номер у клиента, причем полностью.

«Представитель банка» использует страх потерять все деньги со счета

Мошенник говорит о том, что сейчас все деньги с карты пропадут и предлагает заблокировать ее. Клиент, конечно же, соглашается. В этот же момент — прямо во время разговора — жертва слышит, что ей на телефон пришло сообщение. Это СМС от банка, которое нужно якобы для подтверждения блокировки.

Суть развода здесь в следующем: мошенники уже поняли, что не все говорят код из смс. Поэтому они переключают на IVR — интерактивное голосовое меню, а потом уже просят ввести код в тоновом режиме после сигнала. Жертва вводит код на смартфоне, а не диктует его человеку — это создает иллюзию безопасности.

Что делать в такой ситуации

При телефонном разговоре настоящий сотрудник банка никогда не попросит у клиента какие-либо пароли из смс. Если вы слишком поздно поняли, что разговариваете с мошенником и уже успели ввести код, то нужно срочно разъединиться и заблокировать карту как можно скорее.

Как только вы ввели код на телефоне, и мошенник заполучил его, считайте, что он уже вошел в ваш личный кабинет и ему осталось только вывести деньги со счета.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Бесплатная горячая линия по всей России:
+7 800 350-51-59

«Сотрудник банка» просит помощи в поимке мошенника

Жертве поступает звонок якобы из службы безопасности банка, в ходе которого ему объясняют, что его карта заблокирована, деньги заморожены. Дело в том, что нечестный сотрудник банка пытался украсть их, но служба безопасности вовремя предотвратила самый ужасный сценарий. Затем жертву просят поговорить с сотрудником службы внутренней безопасности, помочь разобраться и найти мошенника.

Опасность данной аферы заключается в том, что клиента держат на линии как можно дольше, ведь нужно успеть снять деньги с его счета во время одного разговора. Потому мошенник сразу переключит жертву на «уполномоченного коллегу», который начнет выяснять обстоятельства случившегося, а попутно и необходимые данные, чтобы украсть деньги с банковского счета.

Что делать в такой ситуации

Служба безопасности банка никогда не привлекает клиентов к поиску недобросовестных сотрудников. Этим занимается только служба безопасности банка и уполномоченные органы правопорядка.

Если вам позвонили и выдали подобную историю, не нужно ничего объяснять и соглашаться ловить мошенников: просто бросьте трубку.

«Сотрудник банка» просит перевести деньги на страховой счет

Сценарий тот же, что и в предыдущем случае, но немного видоизмененный. В разговор вмешивается второй мошенник, «охотник за нечестными банковскими служащими», и называет точную сумму остатка на счете. Он говорит цифру правильно до копейки, потому что уже сидит в личном кабинете жертвы.

Мошенник уверяет, что всю сумму нужно перевести на страховой счет, чтобы деньги с «заблокированного» счета не пропали. Он уже создал этот «страховой» счет и может пополнить его сам — клиенту достаточно назвать код из СМС.

Но главное: в ходе этой операции можно вычислить тех самых недобросовестных сотрудников, которые пытались вывести деньги. Якобы в службе безопасности следят за счетом, и обязательно позвонят, если увидят перевод.

В чем здесь опасность ситуации. Мошенники часто перехватывают звонки от реальных сотрудников банка. Схема проста: жертву просят набрать код, который якобы защищает аккаунт, подтверждает личность. Но на самом деле жертва настраивает переадресацию, и на все звонки отвечает мошенник.

Как понять, что в разговор вклинился мошенник

На самом деле при блокировке счета вместе с ним будет заблокирована и карта. Логин и пароль от личного кабинета станут недействительными – их придется придумывать заново. В банке обязательно уточнят, раскрыты ли данные карты. Если да, то оформят перевыпуск.

Что делать в такой ситуации. Есть шанс сохранить деньги на счету. Нужно отказаться от перевода на якобы страховой счет. Запомните USSD-команду, которая включает переадресацию: **21*+7XXXXXXXXXX#. Все звонки, в том числе и в настоящую службу безопасности, будут идти на номер мошенников. Сотрудник банка никогда не попросит вас ввести такую ​​команду на вашем смартфоне.

«Сотрудник банка» грозится оштрафовать вас, если вы не переведете деньги

Чтобы клиент как можно скорее подтвердил перевод, мошенник сообщает, что если он не сделает этого немедленно, банк снимет 50% от суммы. Якобы деньги нельзя просто так заморозить — ими пользуется банк, поэтому нужно как можно быстрее перевести их на другой счет.

Здесь есть две схемы: либо клиент переводит деньги сам, либо за него это делает мошенник. В первом случае мошенник сообщает реквизиты «страхового» счета, а клиент его пополняет. Во втором он сам инициирует перевод в личном кабинете жертвы и запрашивает код подтверждения.

Сложность ситуации в том, что «страховой счет», на который просят перевести деньги, принадлежит подставному лицу, которое называется дроп. Такой человек за небольшую плату оформляет себе обычную дебетовую карту, а потом отдает ее мошенникам. Поэтому вернуть деньги с дроп-карты будет практически невозможно, даже если у пострадавшего есть данные дропа.

Что делать в такой ситуации

На самом деле банк не устанавливает подобных штрафов, а все тарифы указаны в договоре. Клиент может распоряжаться своими деньгами как ему заблагорассудится: хочет — снимает деньги, хочет — переводит. Потому не произносите код из СМС. И не переводите деньги сами: никаких «страховых счетов» нет.