Мошенники представляются сотрудниками банка: как отличить

Ежегодно мошенники снимают с карт доверчивых пользователей более миллиарда рублей. В подавляющем большинстве случаев похищение средств осуществляется посредством социальной инженерии – жертва вводится в заблуждение и буквально сама отдает деньги злоумышленнику.

Чаще всего мошенники прикидываются сотрудниками службы безопасности банка. Аферист сообщает держателю карты о несанкционированном списании средств и выуживает у него персональные данные. О том, как распознать мошенников, мы и поговорим ниже.

Звонок от липового сотрудника

Подставные сотрудники нередко используют обычные телефонные номера. Но есть и более продвинутые мошенники, которые звонят с номеров, начинающихся на 8-800. В таком случае жертва не ожидает подвоха, поскольку уверена, что звонок идет из серьезной организации. К тому же, на том конце провода находится серьезный молодой человек, который обращается к клиенту по имени-отчеству и пытается предупредить страшное – попытку несанкционированного снятия средств со счета.

Следует понимать, что сегодня мошенники могут звонить гражданам с абсолютно любого номера. Для этого они используют уязвимость протоколов телефонных соединений. В данном случае аферист попросту подставляет «красивый» номер, чтобы сбить клиентов банка с толку. Поэтому многие жертвы даже не догадываются, что разговаривают с ненастоящим сотрудником.

Например, мошенник звонит человеку и сообщает о том, что по его карте была остановлена подозрительная транзакция. Якобы это произошло потому, что кто-то пытается воспользоваться деньгами гражданина. Соответственно, нужно заблокировать карту, но для этого следует уточнить основную информацию о ней.

В действительности же липовый сотрудник банка хочет получить данные для входа в личный кабинет жертвы. Узнав необходимую информацию, он попросту спишет деньги со счета.

Сегодня банки используют различные способы для уличения мошенников. Это могут быть и специальные алгоритмы, отслеживающие изменения счетов клиентов. Поэтому нельзя будет сказать заранее, какие именно операции банк посчитает подозрительными. Чаще всего речь идет о переводе средств на новые реквизиты.

Соответственно, гражданину действительно может звонить не только мошенник, но и реальный сотрудник банка. Но в последнем случае у человека не будут выпытывать информацию о счете. Настоящий сотрудник банка не будет запрашивать кодов для блокировки счета, номеров карт и т. д.

Чтобы убедиться в том, что перед вами – мошенник, необходимо спросить у звонящего, по какой именно карте произошла подозрительная операция. Настоящий сотрудник банка сразу же назовет вам последние цифры номера карты. Мошенники такой информацией не обладают. Напротив, их цель – вытянуть ее из жертвы.

Мошенники представляются сотрудниками банка: как отличить

Новые методы развода

За последние годы на удочку телефонных аферистов попались тысячи россиян. Соответственно, информация о мошенничестве с банковскими картами распространилась по всей стране. Это привело к тому, что многие люди с подозрением относятся к звонкам от сотрудников банка. Когда же подставной менеджер просит продиктовать ему код из смс, то большинство граждан отвечает ему отказом.

Поэтому мошенники разработали новый план по выуживанию информации. Теперь они не просят жертву назвать код, а предлагают ввести его, используя клавиатуру телефона. Для этого включается интерактивное голосовое меню, после чего человек должен ввести код в тоновом режиме после сигнала. Такие действия создают иллюзию безопасности – жертва думает, что, поскольку система автоматизирована, то ей действительно звонят из банка, и бояться нечего.

Следует помнить о том, что сотрудники банка никогда не просят клиентов диктовать или вводить пароли из смс при телефонном разговоре. Поэтому, если доверчивый гражданин успел сообщить злоумышленнику код, ему следует как можно скорее прервать диалог с мошенником и заблокировать карту. Сделать это можно через личный кабинет.

«Помогите поймать мошенника»

Современные телефонные аферисты используют в своей деятельности разные схемы, но все они сводятся к получению информации о счете жертвы. Большинство мошенников переходят к делу уже после начала разговора, пытаясь узнать у человека номер карты и CVC-код. Однако так поступают не все.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 804 333-66-89

Некоторые злоумышленники уверяют жертву, что карта заблокирована, а потому деньги сохранены, и бояться нечего. Но проблема до конца не решена, ведь мошенник остался на свободе, а потому может навредить другим людям. Поэтому его следует наказать.

Злоумышленник просит жертву сделать доброе дело и помочь в поимке мошенников. И если человек соглашается, то собеседник переключает его на своего «коллегу». В данном случае аферисты будут удерживать человека на линии как можно дольше.

Служба безопасности банка не будет предлагать клиенту заниматься поимкой злоумышленников. Поэтому, если такое предложение поступило, гражданину следует попросту повесить трубку – он не обязан участвовать в сомнительных схемах.

Перевод денег на страховой счет

Иногда для того, чтобы похитить деньги жертвы, аферисты применяют многоступенчатые схемы. Наиболее распространенная из них состоит из следующих этапов:

  1. Представившись сотрудником банка, злоумышленник выпытывает у жертву информацию для доступа к ее личному кабинету.
  2. Человеку говорят, что карту заблокировали, и деньги защищены. При этом аферист уже находится в личном кабинете гражданина. Далее он сообщает жертве о том, что его средства будет безопаснее перевести на страховой счет. При этом он называет точную сумму, находящуюся у человека на счету. Этой информацией он владеет по той причине, что находится в личном кабинете жертвы.
  3. Клиент соглашается. После этого от него требуется лишь продиктовать код из смс. К этому моменту мошенник уже создал «страховой» счет, на который и поступят все средства жертвы.

Опасность такой схемы заключается в том, что мошенники могут перехватывать звонки, поступающие от настоящих сотрудников банка. При этом жертва самостоятельно подтверждает перевод средств на счет злоумышленников, диктуя им код подтверждения.

Заметив подозрительную операцию, клиенту могут начать звонить настоящие сотрудники банка. И если мошенники не могут перехватить их звонок, то они перестраховываются следующим образом: жертве заранее сообщают о том, что открытие «страхового» счета позволит не только обезопасить средства, но и поймать аферистов, которые пытались их похитить. Якобы последние следят за счетом жертвы, а потому свяжутся с ней, когда деньги попытаются списать.

В итоге человек думает, что настоящие сотрудники банка – это мошенники. Он подтверждает им информацию о переводе средств, поскольку уверен, что это нужно для поимки преступников. На самом же деле аферисты беспрепятственно воруют его деньги.

В действительности в результате блокировки счета блокируется и банковская карта. Соответственно, логин и пароль от личного кабинета становятся недействительными, и их придется придумать заново. Сотрудник банка спросит у клиента, разглашал ли тот данные своей банковской карты. Если да, то будет оформлен перевыпуск.

Чтобы сохранить деньги, гражданин должен отказаться от перевода на «страховой» счет, когда ему позвонить настоящий сотрудник банка. Тогда карта будет заблокирована, а средства останутся на счету.

Использование угроз

Чтобы заполучить деньги жертвы, злоумышленники готовы пойти на любые ухищрения. И если клиент сомневается, то его нужно правильно мотивировать. Для этого мошенник сообщает гражданину, что если деньги не будут переведены на «страховой» счет – банк наложит на клиента штраф. Причем размер такого взыскания нередко доходит до 50% от той суммы, которая лежит на счету у держателя карты.

Наиболее доверчивые граждане пугаются и соглашаются с такими условиями. Далее ситуация может развиваться по двум сценариям:

  1. Мошенник сообщает жертве реквизиты подставного страхового счета. После этого человек самостоятельно переводит средства.
  2. Мошенник создает операцию в личном кабинете жертвы. Затем гражданину приходит код подтверждения, который он должен продиктовать злоумышленнику.

Опасность схемы заключается в том, что «страховой» счет оформляется на подставного лица, называемого дропом. Получив от аферистов небольшое вознаграждение, этот гражданин оформляет на свое имя обычную дебетовую карту, передавая ее мошенникам. Соответственно, возврат средств с карты дропа практически невозможен. Даже имея данные счета и получателя, жертва вряд ли получит назад свои деньги.

Чтобы избежать проблем, достаточно помнить об одном простом правиле: не следует диктовать неизвестным лицам код из смс. Также не существует никаких «страховых» счетов.