Покупки в интернет-магазинах стало вполне обыденной вещью. Люди заказывают там практически все: от еды до мебели и техники. Это удобно, практично, часто даже дешевле, но есть и обратная сторона медали – не такой уж малый риск попасть на мошенников. Обманы в интернет-магазинах настолько частые, а схемы настолько примитивные, что таким преступлениям уже никто не удивляется, а раскрываемость их крайне мала.
Наши юристы, проанализировав составы таких преступлений, выделили несколько основных признаков того, что интернет-магазин не честный на руку. Именно об этом дальше и поговорим.
Классические схемы обмана
О таких способах обмана покупателя знают, пожалуй, даже те, кто не практикует покупки в интернет-магазинах, не вестись на них народ не перестает. Чаще всего мошенничество в онлайн-магазине строится по одному из следующих вариантов:
- у вас просят предоплату в размере минимум 50% от стоимости товара. Сам товар еще даже не отправлен, а оплату при этом просят сделать на карту физического лица. Счет, само собой, тоже не выставляют;
- предоплату требуют в размере полной стоимости товара. Объяснение может быть разным, например: это последняя низкая цена, дальше будет дороже. Или сейчас действует акция, количество товара по такой цене ограничено;
- слишком, слишком низкая цена товара. Конечно, в одном магазине накрутка может быть больше, в другом меньше. Но если разница в 2 раза, то это повод для подумать о качестве товара и вообще его присутствии.
Во всех этих случаях продавец, если он мошенник, после получения предоплаты исчезает.
6 признаков того, что перед вами мошенник
Сразу оговорим – нельзя на 100% сказать, что при наличии хотя бы одного признака перед вами мошенник, но стоит задуматься, все тщательно перепроверить, а еще лучше сделать заказ там, где нет никаких двояких моментов.
Проверить интернет-магазин на мошенничество просто. Обратите внимание на такие «симптомы»:
- не совпадает срок регистрации магазина и срок регистрации домена;
- указан только один способ оплаты. И тем более это должно насторожить, если указана просто карта физического лица.
- у магазина нет рекламы с ссылками на сайт продавца, нет упоминания в соцсетях;
- не указаны контакты, физический адрес;
- дата размещенного отзыва раньше, чем регистрация самого интернет-магазина или домена;
- нет ни одного отрицательного отзыва, сплошные хвалебные оды.
Проверка интернет-магазинов только по таким признакам косвенна – вполне возможно, что ресурс только создан, а потому нет рекламной кампании, не заполнены контактные данные. Поэтому дополнительно можно воспользоваться такими сервисами проверки:
Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.
Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45
Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25
Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20
- Яндекс.Каталог – сюда попадают только те ресурсы, которые прошли строгий отбор ручной модерации. Если вашего интернет-магазина здесь нет, а вышеуказанные признаки есть, лучше купите в другом месте.
- Аналогичный каталог от mail.ru – здесь представлены не только отечественные, но и зарубежные ресурсы.
- Каталог Dmoz – схож по своему действию с Яндекс.Каталогом, но создан волонтерами. Отметим, что сейчас Dmoz уже не принимает новые заявки на внесение сайта.
Также обратите внимание:
- Отзывы покупателей лучше проверять на сторонних ресурсах. Например, Отзовик – там могут быть заказные материалы, но их очень мало, так как сайт модерируется, при малейшем подозрении профайл банят.
- Нет возможности оплатить товар при получении.
- Узнайте, возможен ли возврат товара. Если это честный магазин, то такое должно быть обязательно, согласно Закону о защите прав потребителей.
- Проверьте физический адрес. Если он вообще не указан, то это, как минимум, странно.
- Внешний вид сайта. Подлинный интернет-магазин вряд ли будет использовать шаблон конструктора с доменным именем третьего уровня.
- Нет полных реквизитов магазина: платежные системы, код ОГРН, банковские реквизиты, адрес регистрации юрлица или ИП;
- При переходе на страницу оплаты в строке браузера указано http, а не https. В последнем случае все данные будут надежно защищены от сторонних лиц, а сайт получил сертификат SSL, что также говорит о его надежности. Если этого нет – не делайте оплату с карты или кошелька, это опасно.
Перечисленные нами признаки обязательно нужно принимать во внимание перед тем, как сделать оплату в интернет-магазине. Но, не следует забывать и о том, что продавец может быть просто недобросовестным – прислать товар плохого качества, не полной комплектации, не тех характеристик. В таком случае также есть административная и уголовная ответственность.
Что делать, если вы все же попались на мошенников в интернет-магазине мы писали здесь. Бесплатную юридическую помощь можно получить у наших юристов – позвоните по указанным контактам или заполните форму обратной связи.
Еще информация о том, как проверить магазин на мошенничество в видео: