Что такое автоподставы, и как с ними бороться

Ежегодно в России происходит более 150 тысяч ДТП. И это только по официальным данным. Государственная статистика включает в себя информацию только о тех авариях, в которых пострадали люди. Мелкие же столкновения никак не оформляются. Их участники могут и вовсе не обращаться к страховщикам, решая проблему на месте. Платит в таких ситуациях обычно тот автомобилист, который считает себя виновником. Далее все разъезжаются.

На практике далеко не в каждой аварии возмещением ущерба занимается непосредственный виновник столкновения. Иногда недобросовестные граждане умышленно создают аварийную ситуацию, впоследствии убеждая водителя в том, что это он спровоцировал ДТП. И целью таких аферистов является получение денег жертвы. Поэтому они предлагают оппоненту договориться на месте, не привлекая сотрудников ГИБДД.

В результате невиновный водитель теряет деньги. Ниже мы поговорим о том, как вычислить автоподставщиков и не стать их жертвой.

Автоподстава: что это

Речь идет об одном из видов мошенничества, распространенного среди недобросовестных автомобилистов. Аферист умышленно создает конфликтную ситуацию на дороге, парковке, во дворе дома или на любой другой территории, где перемещаются автомобили. Чаще всего машину подставляют под удар, резко затормозив. Дальнейшие события могут развиваться по двум сценариям:

  1. Мошенник убеждает другого водителя, что именно он виноват в произошедшем. Соответственно, ущерб нужно возместить. И будет дешевле сделать это без присутствия полиции. То есть, мошенник делает вид, что действует в интересах жертвы, предлагая решить проблему быстро и без дополнительных сложностей. При этом аферисты настаивают на наличной оплате. Переводы на карту они не любят, поскольку по ним можно отследить получателя.
  2. Фиктивная авария оформляется по европротоколу. После этого аферисты обращаются в страховую компанию, требуя выплаты. Этот вариант в настоящее время встречается редко, ведь большинство страховщиков возмещают ущерб не деньгами, а виде ремонта авто – пострадавшему говорят, в какую мастерскую ему следует проехать для получения бесплатной услуги. Естественно, такое положение вещей мошенников не устраивает, ведь «живых» денег он не видит, а потому ему нет смысла заниматься автоподставами.

Автоподставщики руководствуются простой логикой: жертва должна возместить ущерб. И чаще всего речь идет о небольших повреждениях: царапинах, мятых крыльях или бамперах. На практике большинству водителей действительно оказывается проще заплатить на месте, чем ждать инспекторов и участвовать в оформлении протокола.

Бывают ситуации, когда владелец авто должен возместить вред вне зависимости от своей вины в ДТП. Машина – источник повышенной опасности, а потому автомобилиста могут обязать выплатить компенсацию.

Например, пешеход внезапно выскакивает на дорогу. Водитель жмет на тормоза изо всех сил, но не успевает затормозить. Пешеход оказывается на капоте. В этом случае автомобилиста вряд ли привлекут к уголовной или административной ответственности, однако оплатить лечение пострадавшему ему все равно придется.

До 2002 года автомобилисты должны были возмещать ущерб потерпевшему из собственного кармана, поскольку любой вид автострахования являлся делом добровольным. И доказать автоподставу в те годы было сложно.

Все изменилось в 2002 году, когда приняли Федеральный закон об ОСАГО. С этого момента законодатели существенным образом усложнили автоподставщикам жизнь. Теперь водители все чаще отказываются платить на месте, требуя оформлять ДТП по всем правилам. Тем не менее, подставы никуда не исчезли, и сегодня они по-прежнему встречаются.

Что такое автоподставы, и как с ними бороться

Что говорит закон

В Административном и Уголовном кодексах РФ отсутствуют отдельные статьи, предусматривающие наказание за автоподставу. Однако это вовсе не означает, что таких мошенников невозможно привлечь к ответственности. Следует понимать, что речь идет об афере, когда водителя вводят в заблуждение, инициируя ДТП. Причем в некоторых случаях аварии может и вовсе не быть.

Ответственность автоподставщиков зависит от той суммы, которую им удалось получить от водителя. Например, если автомобилист отдал аферистам менее 1000 рублей, то наказание будет административным. В этом случае подставщиков будут судить за мелкое хищение по статье 7.27 КоАП РФ. Наказанием за такие действия станет штраф в пределах пятикратной стоимости похищенного имущества (не менее 1000 рублей). Альтернативное наказание – до 15 суток ареста или обязательные работы, сроком до 50 часов.

При размере ущерба в пределах 1000-2500 рублей ответственность также наступает по КоАП РФ, но будет уже строже. Минимальный размер штрафа составляет 3000 рублей. Также нарушителю могут назначить наказание в виде административного ареста на срок 10-15 суток или до 120 часов обязательных работ.

Если ущерб превысил 2500 рублей, то автоподставщика приговорят к уголовной ответственности за мошенничество. Наказание будет назначено по статье 159 Уголовного кодекса РФ. В данном случае преступнику могут назначить до 300 тысяч рублей штрафа или до двух лет лишения свободы.

Автоподставщики: кто это

Расцвет этого вида мошенничества пришелся на 90-е годы прошлого века. Тогда жертвами автоподставщиков часто становились пенсионеры. Мошенники подкарауливали их на автомобилях, которые имели презентабельный внешний вид, и провоцировали мелкую аварию.

Затем жертве угрожали расправой, отводят к знакомому нотариусу, который переоформлял на аферистов гараж или квартиру пенсионера. Такой «бизнес» приносил неплохой доход, однако это длилось недолго. Спустя пару лет правоохранителям удалось пересажать большинство участников подобных схем.

Сегодня организаторы таких преступлений стараются избегать прямых угроз. Они выглядят обычными людьми, причем многие из них хорошо разбираются в правилах дорожного движения. Выбирая очередную жертву, они перемещаются по различным стоянкам и участкам дорог. В большинстве случаев они работают группами. Один человек управляет автомобилем, другие выступают очевидцами ДТП. Также могут быть и третьи, которые снимают все происходящее на видео, находясь неподалеку, в припаркованном авто.

В большинстве случаев такие преступления не связаны с насилием. Поэтому при попадании в подставное ДТП водитель не рискует имуществом, здоровьем или жизнью. Автоподставы строятся исключительно на обмане. И если нажиться на доверии гражданина не удалось, мошенники попросту будут искать новую жертву.

Автоподставщиков чаще всего можно встретить на федеральных трассах и в городах-миллионниках. Часто им неинтересны даже города с населением в 200 тысяч человек, поскольку долго здесь работать не удастся.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Типичные жертвы автоподставщиков

Теоретически жертвой такого афериста может стать кто угодно. Мошенники не могут достоверно знать, кого именно они берут в оборот. Выяснить более-менее точную информацию о жертве они получают лишь тогда, когда происшествие уже произошло, то есть, в процессе общения с потерпевшим.

Опытному аферисту ничего не говорят такие показатели, как одежда водителя, его возраст или марка авто. Например, за рулем машины представительского класса вполне может оказаться какой-нибудь топ-менеджер. Попав в аварию, он сразу вызовет юристов, не оставляющих мошенникам никаких шансов. В другой день на той же машине может ехать наемный водитель, который без спросу использует авто для личных нужд. И он, скорее всего, решит расплатиться с мошенниками на месте, лишь бы его обман не раскрылся.

Существует несколько признаков, делающих автомобиль более привлекательным для автоподставщиков. Рассмотрим их более подробно.

Наличие знака «Начинающий водитель»

Если водительский стаж гражданина составляет менее двух лет, то он обязан наклеить на заднее стекло своего автомобиля такой знак. Мошенники часто берут в оборот новичков, поскольку их легче убедить в виновности в ДТП, предложив рассчитаться на месте.

Кроме того, косвенным признаком неопытности водителя является наличие царапин на крыльях и бампере авто. Такие повреждения могут быть и на машине водителя со стажем, который так и не стал ездить аккуратно.

Манера вождения

Потенциальной жертвой в данном случае может стать как начинающий автомобилист, трогающийся рывками, так и уверенный в себе лихач, который выполняет опасные маневры, чтобы доказать свой опыт и бесстрашие. Меньше рискуют нарваться на мошенников умеренно осторожные автомобилисты. Дело в том, что осторожного человека куда сложнее убедить в том, что он стал виновником ДТП.

Тюнинг авто

Наличие «глухой» тонировки, кустарного ксенона, усиленных бамперов и прочих изменений в конструкции автомобиля, действует на аферистов, как магнит. Дело в том, что водители подобных авто могут получить штраф за незаконное переоборудование авто. Поэтому они предпочитают не связываться с сотрудниками ГИБДД. При возникновении конфликта такому автомобилисту проще отдать деньги и поехать по своим делам.

Оставление места аварии

В соответствии с ПДД, водитель не имеет права покидать место аварии. Чтобы не накликать на себя гнев инспекторов, послед ДТП автомобилисты могут поступить следующим образом:

  1. Оформить европротокол. Это хороший вариант в тех ситуациях, когда в аварии пострадали только транспортные средства.
  2. Вызвать на место происшествия сотрудников ГИБДД. Тогда оформлением аварии будут заниматься инспекторы.
  3. Составить расписку. В ней следует указать, что участники аварии не имеют друг к другу претензий.

Покинув место ДТП, автомобилист рискует лишиться прав на срок 12-18 месяцев. Также его могут отправить под арест на срок до 15 суток.

Например, гражданин выходит утром во двор и замечает повреждения на своем авто. В таком случае он также должен вызвать инспекторов и дождаться их приезда. Если же водитель просто уедет, то он тем самым нарушит закон, скрывшись с места ДТП. Поэтому инспекторов придется вызвать даже в том случае, если нет надежды в том, что они смогут найти виновника.

Действия автоподставщиков

Спровоцировав мелкое ДТП, аферисты чаще всего договариваются о небольшой компенсации. Но бывают и более коварные мошенники. Они не берут с человека денег, а просто записывают его номер телефона.

Впоследствии аферист звонит по этому номеру с угрозами. И в этом случае оказывается, что у него имеется и видео столкновения, и свидетели, которые готовы идти в суд и выступить на стороне обвинения. Чтобы решить проблему в договорном порядке, мошенники предлагают жертве заплатить от 100 до 300 тысяч рублей. Итоговая сумма зависит от платежеспособности гражданина.

Как выглядит подставное ДТП

Существует два варианта подставных аварий. Рассмотрим их подробнее:

  1. Жертва находится на парковке или стоянке, садится в авто и трогается с места. Когда водитель проезжает возле машины злоумышленников, к его автомобиль кидают картофелину или наполненную водой бутылку. Слышен удар, и водитель останавливается. На соседней машине следы повреждений нарисованы заранее. Чаще всего их наносят сухим куском мыла. И чтобы жертва не успела прийти в себя, появляются свидетели, которые якобы видели, что столкновение действительно было.
  2. Автомобилист едет по узкой улице, где у обочины припарковано много автомобилей. В машину жертвы так же кидают картофелину или бутылку с водой, а затем доказывают водителю, что он зацепил зеркало одного из припаркованных транспортных средств.

Как бороться с автоподставами

Большинство мошенничеств основано на неопытности и доверчивости жертвы. Поэтому лучший способ борьбы в данном случае – это проявлять бдительность. И если после мелкого ДТП оппонент предлагает разойтись мирно, то с него следует взять расписку, в которой потерпевший должен указать, что не имеет претензий к другому водителю. Для составления такого документа потребуется лист бумаги, паспорта участников аварии и ручка.

На данный момент не существует установленной формы расписки. Главное – переписать паспортные данные обеих сторон, а также номера и модели их транспортных средств. Важно указать в расписке, что стороны не имеют претензий друг к другу. Оставлять свой номер смысла нет, поскольку при отсутствии претензий сторонам не о чем будет общаться в дальнейшем.

Если оппонент предлагает разойтись мирно, но с небольшой доплатой, то идти у него на поводу не следует. В этом случае составляем европротокол или же вызываем на место происшествие сотрудников ГИБДД.

Наезд на человека

Ранее была очень распространена автоподстава, когда человек выбегал на дорогу, бросаясь на капот проезжающего авто. Затем жертва падала на асфальт и с различной степенью убедительности изображала полученные травмы. Естественно, водителю предлагали оплатить лечение наличными на месте происшествия.

Участвуя в таких подставах, «пострадавший» практически ничем не рисковал. Для аферы часто выбирались дороги с ограничениями скорости движения, светофорами и пешеходными переходами. И большинство водителей, попав в такую ситуацию, прекрасно понимали, что их разводят, но ничего не могли с этим поделать. Если же с «прыгуном» пытались разобраться при помощи кулаков, то автомобилист мог получить уголовное наказание за нанесение побоев.

Появление видеорегистраторов снизило количество любителей прыгать на капот. Однако теперь мошенники стали изощреннее. В последние годы они пытаются подкрадываться к автомобилям немного сбоку или сзади. И в подобных ситуациях доказать наличие злого умысла у пешехода практически невозможно.

Водитель при таких видах автоподстав заведомо оказывается в невыгодном положении. Но общаться, все же, лучше с инспекторами ГИБДД, чем с мошенниками. К тому же при упоминании о звонке гаишникам, большинство аферистов пропадают в неизвестном направлении.