СНИЛС стал известен мошенникам: что делать, обзор мошеннических схем

Времена меняются, и мошенникам приходится придумывать новые схемы для обмана доверчивых граждан. Чтобы не стать жертвой очередной аферы, необходимо проявлять бдительность и не участвовать в сомнительных сделках. В последнее время особое распространение получило мошенничество со СНИЛС. Ниже мы рассмотрим, что делать, если мошенники узнали номер СНИЛС.

Если мошенники знают номер СНИЛС

Завладев одним лишь номером СНИЛС, аферист не сможет сильно навредить своей жертве. Максимум, что ему удастся – это получить доступ к личному кабинету на сайте Госуслуг. И это возможно лишь в том случае, когда СНИЛС был использован в качестве логина. Для совершения других действий мошеннику потребуется больше данных.

Если мошенники получили СНИЛС и паспортные данные

В этом случае перечень полномочий афериста увеличивается. Зная номер СНИЛС и паспортные данные, мошенник может выполнить следующее:

  1. Оформить кредитный договор на имя жертвы.
  2. Перевести в негосударственный пенсионный фонд накопительную часть пенсии.
  3. Взять кредит в МФО на основании ИНН и паспортных данных. Для этого мошенникам не потребуется СНИЛС. Им нужна вся информация, указанная на первой странице паспорта, включая подпись владельца и его фото.

Что не удастся сделать злоумышленникам

Даже зная паспортные данные и номер страховки жертвы, мошенники не смогут сделать следующее:

  1. Оформить кредит в банке. Микрофинансовые организации не в счет, поскольку они предоставляют займы по упрощенной схеме.
  2. Вывести пенсионные накопления, лишив тем самым заявителя пенсии.

СНИЛС стал известен мошенникам: что делать, обзор мошеннических схем

Можно ли через СНИЛС получить доступ к личной информации

Нет, номер страхового свидетельства не позволит злоумышленнику получить доступ к информации о жертве. Также он не сможет узнать о доходах гражданина. Исключение возможно лишь в том случае, если страховой номер использовался в качестве логина на сайте Госуслуг. Тогда злоумышленник сможет получить доступ к личному кабинету пользователя, а соответственно, к его персональным данным.

Но даже в этом случае мошеннику станет известна лишь сумма пенсионных отчислений гражданина. Используя полученные данные, он сможет рассчитать приблизительный размер основного дохода, используя его в противоправных действиях. Но обычно мошенники используют более простые схемы, а потому вряд ли будут предпринимать попытки взлома аккаунта в Госуслугах.

Схемы мошенничества

Получается, что сам по себе СНИЛС практически бесполезен для злоумышленника. Но почему же в таком случае многие аферисты пытаются получить доступ к этой информации? Ответ прост. По заверениям представителей Пенсионного фонда РФ, пенсии граждан, родившихся после 1967 года, будут состоять из двух частей:

  • страховой;
  • накопительной.

Страховая пенсия является неприкосновенной для мошенников. Накопительная же часть может быть инвестирована. Для этого нужно передать управление средствами негосударственному фонду или государственной управляющей компании. В результате такого инвестирования гражданин может остаться ни с чем.СНИЛС стал известен мошенникам: что делать, обзор мошеннических схем

Уличить мошенничество в подобных действиях крайне сложно. Злоумышленники маскируются под агентов негосударственных пенсионных фондов, а потому их действия мало интересуют правоохранителей.

Запрашивая личные данные граждан РФ, аферисты впоследствии могут вывести накопительную часть пенсии. Соответственно, человек лишается части накоплений. При этом действия мошенников не попадают ни под одну статью, ведь технически все операции совершаются в рамках закона.

Чтобы не попасться на удочку аферистов, гражданам следует знать об основных мошеннических схемах. Рассмотрим их подробнее.

«Доходные» негосударственные пенсионные фонды

Прикидываясь агентами НПФ, мошенники нередко предлагают гражданам передать деньги фиктивной компании. Далее полученные средства обналичиваются, а фирма оказывается однодневкой. Вернуть инвестированные средства в таком случае не поможет ни один суд. Мошенники очень хорошо заметают следы, и найти виновных не удастся.

Поэтому перед тем, как сделать окончательный выбор, необходимо проверить информацию о негосударственном пенсионном фонде в интернете. Нередко злоумышленники подделывают рейтинги пенсионных фондов, чтобы привлечь внимание потенциальных клиентов. Такие «аналитические» сайты выводятся в ТОП поисковика и поддерживаются до тех пор, пока фиктивная компания не наберет большое количество клиентов. Поэтому для получения достоверной информации необходимо открыть 5-10 ссылок, сравнив данные.

Если речь идет о фиктивном НПФ, то он будет фигурировать лишь на паре сайтов. В остальных источниках не будет какой-либо информации о компании.

Проведя собственную аналитику, пользователь получает следующие преимущества:

  1. Выбрать ПФ, предлагающий наиболее выгодные условия.
  2. Передать накопительную часть пенсии в государственное управление.

При смене страховщика клиент должен учитывать один важный момент: чтобы сохранить накопленные проценты, необходимо менять НПФ не чаще раза в пять лет. Если же гражданина не интересует инвестиционный доход, он может ежегодно выбирать новую компанию.злоупотребление должностными полномочиями

Подставные кадровые агентства

Некоторые работодатели просят граждан взять с собой на собеседование не только паспорт, но и СНИЛС. Когда человек приходит в офис компании, ему заявляют, что вакансия уже занята, но вскоре откроется аналогичная. Естественно, гражданина уверяют, что он будет рассматриваться на должность в числе первых кандидатов. Для этого ему нужно написать заявление, заполнив соответствующий бланк.

Ничего не подозревающая жертва заполняет предложенные бумаги. В результате оказывается, что вместо стандартной анкеты гражданин написал заявление на перевод накопительной части пенсии в определенный некоммерческий фонд.

Естественно, заветная вакансия так и не появляется. Зато через некоторое время гражданин получает благодарственное письмо из НПФ. Если фонд не является подставной организацией, то спустя год вкладчик сможет успешно покинуть его. При этом он потеряет накопленные проценты.

Обман со стороны банка

Сотрудники банков также проводят агитацию клиентов, переманивая их в собственный пенсионный фонд. Например, человек обращается в финансовую организацию, чтобы оформить кредит или ипотеку. В результате его убеждают, что передав накопительную часть пенсии банку, он получит наилучшие условия и самые высокие проценты.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Естественно, сотрудник банка попробует убедить клиента, что сотрудничество с финансовой организацией – это не только выгодно, но и безопасно. К тому же, получая пенсию в отделении, клиент сможет параллельно выводить средства, полученные от грамотного инвестирования собственных пенсионных накоплений.

В роде бы условия прозрачны, да и банк вряд ли будет обманывать своих вкладчиков. Однако клиенту вряд ли сообщат о том, что он скорее всего потеряет предыдущий инвестиционный доход.

Подобная агитация проводится и кредитными экспертами. Например, гражданин может попасть в «обработку» при покупке в кредит бытовой техники, мебели или автомобиля. Сотрудник также расскажет потенциальному клиенту обо всех преимуществах сотрудничества, умолчав о возможных потерях.суд

Инсценировка

Агенты НПФ нередко представляются сотрудниками государственных органов. Нередки случаи, когда в ходе подобных «спектаклей» принимали участие подставные правоохранители. Причем мошенники могут подстерегать доверчивых граждан буквально на каждом шагу: в магазинах, офисах, аптеках, садовых кооперативах, станциях метро, поликлиниках и торговых центрах.

Сегодня распространены две схемы:

  1. Агент спрашивает у гражданина, не получал тот письмо из Пенсионного фонда. Узнав, что сообщения не было, он уверяет клиента, что если тот не напишет заявления, его пенсионные накопления могут «сгореть». Чтобы убедиться в том, что этого не произошло, агент просит у клиента СНИЛС. Если гражданин отказывается предоставлять страховой номер, его пугают штрафом за невыполнение закона. Получив СНИЛС, агент склоняет человека к переводу накопительной части пенсии в НПФ.
  2. Агент представляется сотрудником управляющей компании, следящим за выполнением государственной программы. Далее он рассказывает гражданину о 6% отчислений, которыми следует грамотно распорядиться. Если клиент поддается на уловки, он рискует потерять предыдущие проценты. Хуже всего, если деньги будут переданы недобросовестной организации. Собрав достаточное количество средств, фирма выводит их за границу и признает себя банкротом.

Сегодня накопительная часть пенсии каждого гражданина является застрахованной. Соответственно, при потере средств, их выплатит Банк России. Накопленные проценты при этом учтены не будут.

Обман в интернете

Подавляющее большинство граждан РФ пользуются интернетом. Соответственно, мошенники проникли и сюда. Сегодня через интернет осуществляется наибольшее количество афер, в том числе, связанных со СНИЛС.

Сайты по трудоустройству

Современные люди нередко ищут работу через интернет. Причем собеседования также могут проводиться в сети. Нередко «кадровые службы» предлагают кандидату заполнить подложную анкету, в одно из полей которой требуется вписать номер СНИЛС. Далее, используя полученные данные, пенсионные накопления переводят в НПФ.Мошенничество при покупке квартиры

Несуществующие выплаты

Это отдельный вид мошенничества, предполагающий наличие сайта, предоставляющего гражданам несуществующие выплаты. Обычно пользователи переходят на подобные ресурсы, кликнув на баннер или получив письмо по электронной почте. Мошенники привлекают клиентов следующим образом: человеку предлагают проверить, может ли он претендовать на получение выплат от страхового фонда. Для этого необходимо заполнить простую форму, введя ФИО и СНИЛС.

После ввода данных, пользователь будет приятно удивлен, ведь ему причитается солидная сумма. Чаще всего речь идет от 50 или даже 100 тысячах рублей. Чтобы получить выплату, гражданин должен оплатить услуги страховщиков, затем услуги по анализу данных. Естественно, обещанных денег жертва не получит, а внесенные средства вернуть не удастся.

«Государственный» сайт

Многие граждане РФ еще не утратили доверие к госструктурам. И этим пользуются мошенники, которые создают поддельные сайты государственных служб. Подобные ресурсы используются для достижения нескольких целей:

  • сбор персональных данных пользователей, чтобы впоследствии перевести накопительную часть пенсии;
  • получение персональных данных граждан для последующей продажи.

угрозы по телефону

Как избежать проблем

Чтобы не попасться на удочку мошенников, гражданам необходимо учитывать следующее:

  1. Сотрудники Пенсионного фонда РФ не ходят по квартирам и не «вылавливают» граждан в супермаркетах, пытаясь узнать номер СНИЛС.
  2. Не следует рассчитывать на внезапные крупные выплаты.
  3. Каким бы выгодным не было предложение агентов ПФР, не следует сразу же соглашаться на перевод пенсии. Полученную информацию нужно перепроверить.
  4. Не следует диктовать СНИЛС по телефону. Сотрудники ПФР не запрашивают такую информацию в телефонном режиме.
  5. Если ввести номер СНИЛС нужно на сайте, лучше немедленно покинуть его.
  6. Оформляя кредит в банке, не следует соглашаться на перевод накоплений в НПФ финансовой организации. Лучше вежливо отказать сотруднику, пообещав подумать.
  7. Переходя на сайт государственной службы, не лишним будет обратить внимание на адресную строку браузера. Если в адресе ресурса присутствуют посторонние символы, транслитерация и т. д., следует немедленно покинуть его.
  8. Не следует использовать номер СНИЛС в качестве логина на сайте Госуслуг.
  9. Не стоит заполнять анкеты работодателей в интернете, если в документе присутствуют поля для номера паспорта и СНИЛС.

Что делать, если номер СНИЛС стал известен злоумышленникам

Если доступ к данным получили третьи лица, гражданину рекомендуется следовать таким советам:

  1. Не паниковать. Получив номер СНИЛС, злоумышленник не сможет навредить жертве мгновенно. Если от имени гражданина будет составлен договор о переводе пенсии в другой НПФ, ему скорее всего позвонят сотрудники фонда, чтобы уточнить информацию.
  2. Желательно сменить регистрационные данные на сайте Госуслуг.
  3. Необходимо обратиться в свой Пенсионный фонд, написав письменное заявление о намерении не переводить средства в другие НПФ в течение года.
  4. Если средства все-таки были переведены в негосударственный пенсионный фонд, необходимо убедиться в том, что организация не является фиктивной. Если речь идет о реальном НПФ, гражданин сможет перевести пенсию в другой фонд через пять лет, сохранив начисленные проценты.

Став жертвой мошенничества, гражданин может обратиться в суд. Для этого ему придется составить исковое заявление и подготовить хорошую доказательную базу.