Протокол об административном правонарушении

Основанием для привлечения к ответственности виновного в совершении административного правонарушения является протокол. От правильности его составления зависит процесс разбирательства дела. Протокол с ошибками или несоответствующий форме данного документа вернут составившему его должностному лицу.

В данной статье рассмотрим, кто уполномочен составлять протоколы по факту нарушения норм административного законодательства и какие особенности их составления существуют.

Основания для составления протокола об административном правонарушении

Существует несколько наиболее распространённых причин составления такого протокола:

  • Выявление факта правонарушения при условии, что выявивший его сотрудник не имеет полномочий для принятия решения в отношении виновного на месте.
  • Желание подозреваемого обжаловать принятое в отношении его решение.
  • Несовершеннолетний возраст нарушителя.
  • Нарушение предполагает более суровое наказание, чем предупреждение, и было совершено сержантом, солдатом, старшиной и матросом, проходящими службу по призыву, а также курсантом военного учебного заведения до подписания им контракта.

При составлении протокола после обжалования решения по делу, данный документ нужно приложить к постановлению, которое будет оспорено в соответствии с порядком, установленным КоАП РФ.Протокол об административном правонарушении

Уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении

Российским законодательством полномочиями оформлять протоколы при административных нарушениях наделены:

  • Полицейские.
  • Сотрудники органов, которые контролируют работу НКО, включая международные организации, политические партии и религиозные объединения.
  • Работники налоговой службы.
  • МЧС.
  • Сотрудники Росреестра.
  • Таможенная служба и экспортный контроль.
  • Пограничники.
  • Сотрудники трудовой инспекции.
  • Органы социальной защиты.
  • Росздравнадзор.

Это не полный список. Довольно много должностных лиц могут составлять протоколы и рассматривать административные дела. Статья 28.3 КоАП РФ содержит перечень именно тех должностных лиц, которые рассматривать дела не вправе, но протокол составить могут. К ним относятся:

  • Члены избирательных комиссий.
  • Сотрудники комиссии по делам несовершеннолетних.
  • Инспекторы Счётной палаты.
  • Сотрудники внебюджетных фондов РФ могут составлять протоколы за нарушения при перечислении денег в фонды.
  • Сотрудники уголовно-исполнительной системы в отношении нарушений, совершённых в рамках этой системы.
  • Работники Минфина и его подведомственных учреждений.
  • Росгвардия и вневедомственная охрана.
  • Госпожнадзор, лесная охрана и инспекция охраны окружающей среды.
  • Сотрудники «Росатома».
  • Капитаны судов за нарушения на судне.
  • Руководство подразделений противопожарной службы.

Должностные лица этих ведомств составляют протоколы за нарушения КоАП РФ в сферах, относящихся к их роду деятельности.заявление в ОБЭП

Порядок составления протокола об административном правонарушении

Одно из главных требований к составлению протокола – объяснить сторонам дела их права и обязанности перед его составлением. Соответствующая отметка делается в самом протоколе.

Участники дела должны следить за содержанием протокола. Закон даёт им право возражать, если они считают, что вносимая в документ информация не верна.

Гражданина, в отношении которого составлен протокол, обязаны ознакомить с его содержанием. Если нарушение совершено юридическим лицом, то с протоколом знакомят его руководителя.

Все представленные замечания и объяснения по тексту протокола должностное лицо, его составившее, должно приложить к документу.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 394-37-20

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 305-28-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 550-93-75

Однако, если подозреваемое лицо не явилось на составление протокола, его составят в его отсутствии и вышлют подозреваемому в течение 3 дней.

Срок составления протокола об административном правонарушении

КоАП РФ не содержит однозначно указанного срока составления протокола. В законодательстве есть указание на то, что составить его нужно сразу же после задержания правонарушителя. Если же нужно собрать дополнительную информацию по делу или о самом нарушителе, то максимальный срок составления протокола может быть увеличен до 2 суток.Протокол об административном правонарушении

При этом существует конкретный перечень данных, при отсутствии которых срок составления протокола увеличат до 2 дней. К ним относятся:

  • Невыясненные детали произошедшего, отягчающие и смягчающие обстоятельства, а также данные о ряде документов (лицензий, разрешений, сертификатов и т.п.).
  • Подробные сведения о гражданине: его ФИО, место жительства и работы, семейное положение, наличие детей и иных иждивенцев, доход, был ли ранее привлечён к административной ответственности.
  • Сведения о юридическом лице – его ИНН, счёт в банке, реквизиты и постановка на учёт.

Сбор таких сведений считается административным расследованием. Итоги расследования должны быть также оформлены в виде протокола.

Образец составления протокола об административном правонарушении

Для административных протоколов существует строго регламентированная форма. Она предусматривает внесение в текст протокола следующих данных:

  • Места и даты составления.
  • ФИО должностного лица, составившего протокол, и его должности.
  • Данных нарушителя.
  • Информации о потерпевшем и свидетелях.
  • Описания обстоятельств дела.
  • Время и места совершения нарушения.
  • Ссылки на статью КоАП, в рамках которой назначают санкции.
  • Объяснения подозреваемого.

Если при составлении протокола присутствовали понятые, в тексте протокола указывают их данные, включая данные паспортов. Понятые также вправе вносить в протокол замечания.

При применении спецсредств во время задержания нарушителя, показания для протокола дают сотрудники полиции или иных ведомств, эти средства применившие. Также важно указать название самих средств.

Подписать протокол должен его составитель (должностное лицо) и нарушитель. Нарушитель может отказаться подписывать данный документ, о чём в протоколе должна быть сделана запись.

При необходимости указать информацию, которая формой протокола не предусмотрена, её оформляют виде рапорта, который прилагают к протоколу.

Копию протокола получает нарушитель административного законодательства.Протокол об административном правонарушении

Когда не нужен акт об административном правонарушении?

Не во всех случаях необходимо составлять протокол. Иногда должностное лицо может выписать штраф или предупреждение на месте совершения правонарушения. Эти виды наказания назначают на основании постановления, без составления протокола. Копию постановления также выдают виновному.

Но если нарушитель не согласен с обвинением, то он вправе потребовать составить протокол, который он впоследствии сможет обжаловать.

Также не составляют протокол при фиксации нарушения автоматическими средствами (камерами наблюдения на дорогах и т.п.), при многих нарушениях ПДД и нарушениях, связанных с благоустройством территории.

В случае видеофиксации нарушителя, ему в течение 3 суток пришлют постановление. Тоже самое касается выявления нарушения автоматической системой ФНС. Обычно это нарушения работы с кассовым оборудованием и невыдача чеков покупателям.