Трудовая утеряна: как оформить пенсию

Трудовая книжка является основным документом при оформлении пенсии. Именно здесь присутствует информация об официальном стаже и всех работодателях. Поэтому без трудовой пенсию не получить.

Но что делать в тех случаях, когда этот документ был утерян? Неужели подтвердить стаж и пенсионные баллы никак не удастся? Но не стоит переживать – добиться справедливости можно и в этом случае. И ниже мы поговорим о том, как это сделать.

Требуется ли трудовая книжка при оформлении пенсии

Многие люди думают, что при оформлении пенсии трудовая просто таки необходима. Однако это вовсе не так. Да, документ желательно иметь при себе, но не обязательно.

Согласно п. 10 Правил подсчета страхового стажа, периоды работы, дающие право на пенсию, подсчитываются по данным индивидуального учета. Его ведет ПФР. То есть, в Пенсионном фонде уже есть информация о вашем стаже, его длительности и даже заработках. Если вы согласны получать пенсию, рассчитанную на основании этих данных, для оформления пенсии будет достаточно заявления и копии паспорта. Это указано в Приказе Минтруда № 958.

Другое дело, когда ПФР располагает неполными сведениями, а в базе отражены не все предприятия, где вы когда-то работали. Подтвердить работодателей можно при помощи трудовой книжки и других документов. Если трудовая была утеряна, то это проблема. Однако она не является нерешаемой.

Трудовая утеряна: как оформить пенсию

Оформляем пенсию без трудовой книжки

Прежде чем нервничать, сначала проверьте, какие сведения о вашем стаже есть в Пенсионном фонде. Возможно, поводов для волнения нет, и индивидуальный счет отражает все места работы. Получить эту информацию можно следующими способами:

  1. На официальном сайте ПФР. Посмотрите сведения о сформированных пенсионных правах. Вариант для тех, у кого есть доступ к ЕСИА.
  2. Через Госуслуги. Здесь можно заказать справку о состоянии лицевого счета.
  3. Посетив отделение Пенсионного фонда лично.
  4. Через МФЦ по предварительной записи.

В результате вы узнаете, весь ли стаж учитывается в учете. Если да, то все в порядке, берем паспорт и идем в ПФР оформлять пенсию. Срок рассмотрения заявки в большинстве случаев составляет 10 дней, после чего вы будете проинформированы о принятом решении и размере назначенной пенсии.

Хуже, если был учтен не весь стаж.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 804 333-66-89

Восстановление трудовой: возможно ли это

К сожалению, восстановить трудовую книжку не представляется возможным. Это не права и не свидетельство о браке — государственных органов, отвечающих за ведение подобных документов в России нет. Вы несете единоличную ответственность за трудовую, если она была у вас на руках. Просить выдачи дубликата будет попросту негде. Единственное, что может заменить трудовую – нотариально заверенная копия.

Но есть еще варианты, как восстановить записи, если документ был утерян. Сделать это можно на основании других бумаг, подтверждающих сроки и место работы. К ним относятся:

  • трудовые договоры;
  • выписки из приказов о назначении на должность или трудоустройстве;
  • справки, которые выдавались бывшими работодателями;
  • зарплатные ведомости, выписки из лицевых счетов и т. д.

Только эти бумаги позволят вам подтвердить стаж при утере трудовой. Они должны быть подписаны руководителем и скреплены печатью того госоргана, который их выдал. Чтобы подтвердить трудовые периоды, бумаги должны содержать следующую информацию:

  • дату выдачи и номер;
  • ФИО и дату рождения заявителя;
  • место и период работы в организации;
  • должности, занимаемые гражданином;
  • документы, подтверждающие данную информацию.

Если вы официально не трудоустроены и работодатель не платил за вас страховые взносы, такие периоды работы не считаются страховыми стажами и не влияют на назначение пенсии. Нет смысла их подтверждать.

Компания ликвидирована: что делать

Если неподтвержденный стаж приходится на период работы в несуществующей на данный момент организации, этот вопрос также может быть решен. Во-первых, следует немедленно обратиться к специалистам ПФР по месту жительства заявителя. Здесь вам помогут разобраться в вопросе, подскажут, какие документы нужны, где их искать и как оформить пенсию, не имея на руках трудовой.

Далее заявитель будет направлен в одну из следующих организаций:

  • в контору, которая является преемницей упраздненной компании – она ​​же может выдать справки о периодах вашей работы;
  • в государственный архив, где хранятся документы ликвидируемого предприятия.

А если в архивах нет документов, то свидетели могут подтвердить периоды работы в конкретной организации. Вы можете найти двух человек, у которых есть документы, подтверждающие, что они работали в этой компании. Если они подтвердят, что заявитель работал вместе с ними, и при этом документы на ликвидируемое предприятие будут отсутствовать, ПФР вправе признать его стаж «по показаниям».

Если все описанное выше не сработает, вам останется лишь подать жалобу. Также можно попробовать отстоять свою правоту через суд.