Расширение полномочий полиции: о чем следует знать

21 декабря 2021 года вступили в силу поправки к федеральному закону «О полиции». С этого момента полицейские имеют право вскрывать автомобили граждан, а если жизни сотрудника полиции или окружающих угрожает опасность, то он вправе пресечь преступление, не представляясь. Ниже мы поговорим о том, что изменилось в работе полицейских с введением новых правил.

Когда полицейский должен представиться и разъяснить права гражданину

По старым правилам при обращении к гражданину полицейский должен был назвать свою должность, фамилию, звание. Также по первому требованию человека сотрудник полиции обязан был предъявить служебное удостоверение, огласив цель и причину обращения.

Применяя меры, ограничивающие права и свободы гражданина, полицейский должен объяснить тому причины и основания. Также он в обязательном порядке разъясняет права и обязанности гражданина. Речь идет о таких мерах, как обыск и задержание.

Вышеописанный алгоритм был обязателен к соблюдению вне зависимости от ситуации. То есть, правоохранители не могли отклоняться от этого перечня действий даже в тех случаях, когда действия преступника создавали реальную угрозу: полицейский должен был сначала представиться, а уже затем принимать меры, необходимые для предотвращения неблагоприятных последствий.

Расширение полномочий полиции: о чем следует знать

Что изменилось в законе

Последние правки внесли в закон «О полиции» статью 5.1. В соответствии с ней, полицейский имеет право сначала пресечь административное правонарушение или преступление, а затем предъявить удостоверение и представиться. Однако подобное возможно лишь в тех случаях, когда гражданам или самому полицейскому угрожает опасность.

Полицейские получили больше прав для проникновения в жилье

Ранее перечень случаев, позволяющих полицейским проникать в жилье граждан, был ограничен. Так, вскрыть квартиру правоохранители могли для спасения человека (например, услышав крики о помощи). Если в доме скрывался подозреваемый, то входную дверь также могли взломать. То же самое касалось и случаев, когда человек выпал из квартиры, но дверь никто не открывал. Полицейские имели право проникнуть в жилье, чтобы выяснить обстоятельства произошедшего.

О внесенных изменениях

Теперь полицейские получили больше оснований для проникновения в жилье граждан. По новым правилам в жилые помещения можно проникать для задержания тех лиц, которые не имеют официального статуса подозреваемого. Например, если человека застигли при совершении преступных действий. Причем полицейским необязательно становиться свидетелями таких деяний – достаточно и показаний очевидцев.

Однако это не означает, что правоохранители имеют право вскрывать любую квартиру на личное усмотрение. Даже если полицейский полагает, что в доме скрывается подозреваемый, ему нужно иметь веские основания для взлома. Одних предположений для этого явно недостаточно.

Например, гражданин разбил стекло автомобиля, а затем скрылся в одной из квартир многоэтажки. Очевидцами произошедшего стали соседи, которые указали правоохранителям на квартиру, где прятался мужчина. В данном случае гражданин может оказаться владельцем авто, а соответственно, ничего противозаконного он не сделал.

Тем не менее, у полицейских есть основания для проникновения в квартиру мужчины. Другое дело, если свидетельские показания отсутствуют. Тогда взламывать дверь нельзя. Нет очевидцев – нет оснований для проникновения.

Правоохранители смогут вскрывать автомобили

Ранее закон «О полиции» никак не регламентировал порядок вскрытия транспортных средств. В результате могло произойти следующее: пьяный водитель мог закрыться в машине, ожидая протрезвления. Полиция в это время ждала снаружи, не имея права вскрыть авто.

Что изменилось

Теперь появилась отдельная статья, которая регламентирует порядок вскрытия транспортных средств. В данном нормативном акте подробно описываются случаи, когда правоохранители могут вскрывать авто.

И здесь пьяных водителей ждут плохие новости, ведь по новым правилам машину можно вскрывать. Делать это можно для осмотра груза или самого авто, если правоохранители считают, что в машине находится что-то запрещенное. Кроме того, основанием для вскрытия машины будет наличие в ней пострадавших (к примеру, в результате ДТП).

Планируя вскрыть машину, полицейский должен назвать свое звание, должность, ФИО, а также предъявить гражданину служебное удостоверение (если тот потребует). Также он должен предупредить водителя о планируемом вскрытии машины, пояснив ему основания и причины для вскрытия. Исключение возможно в тех ситуациях, когда любое промедление может создать угрозу жизни самого полицейского или других граждан.

Если сотрудник полиции должен немедленно пресечь преступление, он имеет право не представляться.

Правоохранители обязаны уведомить собственника авто о вскрытии. По умолчанию на это отводится не более суток с момента вскрытия. Если же владелец машины присутствовал при процедуре, его можно не информировать.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 804 333-66-89

Полицейские обязаны исполнять поручения дознавателя

В обязанности сотрудников полиции входит исполнение судебных решений и письменных поручений следователя, а также руководителя органа дознания или следственного органа. Когда в полицию поступает письменное поручение или судебное решение, то на его основании правоохранители могут проводить отдельные оперативно-розыскные мероприятия, следственные действия, задержания лиц, которые обвиняются или подозреваются в совершении преступлений.

Какие изменения произошли

Все вышеперечисленные обязанности остались, однако теперь отдавать полицейским письменные поручения могут еще и дознаватели, которые ведут расследования по уголовным делам, перечисленным в части 3 статьи 150 УПК РФ.

Дознание является упрощенной формой предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, которые не представляют особой сложности. Ранее подобное письменное поручение направлялось руководителем органа дознания. В настоящее время дознаватель вправе направлять его от своего имени.

Обязанность полиции выявлять административные правонарушения

Сотрудники полиции фактически занимались выявление административных правонарушений, однако в законе такого требования прописано не было. По новым правилам правоохранители должны заниматься выявлением и пресечением административных правонарушений.

Полицейские обязаны проводить исследования по заявлениям о преступлениях

Ранее проводить исследования для выявления признаков преступления можно было исключительно по материалам оперативно-розыскной деятельности. То есть, можно было направить документы на исследование до момента возбуждения уголовного дела, а также определить, содержат ли эти материалы признаки преступления. Далее полицейские принимали решение, инициировать возбуждение уголовного дела или нет.

По новым правилам как сообщение, так и заявление о преступлении является достаточным основанием для проведения исследований. Причем на данный момент порядок их проведения не определен – скорее всего он будет через время прописан в специальных ведомственных приказах. Но как бы там ни было, полиция получила больше возможностей для проверки поступивших от граждан сообщений.

У полицейских появилось больше прав по проверке личности граждан

Ранее полицейские могли проверять удостоверения личности тех граждан, которые подозревались в совершении противоправных действий. На прочих жителей РФ это правило не распространялось. Например, если человек заявлял о преступлении, он не обязан был представляться или предъявлять документы.

В соответствии с новыми правилами, полицейские могут требовать от человека назвать ФИО, а также проверить его документы. Это возможно даже в том случае, если гражданин просто обратился в полицию.

Осмотр при проверке заявлений

Полицейские имели право вызывать граждан для допроса до возбуждения уголовного дела. Также они имели право требовать от них документы и справки. Приводу могли подвергнуть тех лиц, которые уклонялись от явки в полицию без уважительных причин.

На этом полномочия правоохранителей заканчивались. Так, нельзя было провести осмотр авто, имея одно лишь заявление от потерпевшего. Запрет сохранялся и в том случае, если жертва утверждала, что в автомобиле находятся орудия или следы преступления.

Что изменилось

По новым правилам полиция может осматривать место преступления, если имеется зарегистрированное сообщение о происшествии. Также правоохранители могут вести работы на местности, проводить осмотр транспорта, документов и различных предметов.

Осмотром называют визуальное обследование, выполняя которое, полицейский может заглянуть в салон авто, двор частного дома или личные бумаги граждан. Различают два основных условия осмотра:

  • гражданин показывает все сам, не возражая против осмотра;
  • полицейский смотрит, но ничего не трогает.

Нередко осмотр проводится на первом этапе следствия, позволяя снять подозрения в совершении преступления. По результатам данной процедуры сотрудниками полиции составляется соответствующий акт.

Следует отличать осмотр от обыска или досмотра. В первом случае полицейский не имеет права касаться к чему-либо. Если же он взял в руку какой-либо предмет, то речь идет уже об обыске или досмотре.

Полицейские могут обозначать те места, где нельзя находиться гражданам

Ранее правоохранители могли патрулировать общественные места и населенные пункты, оборудовать контрольно-пропускные и контрольные пункты, выставлять заслоны, посты. Прочие способы контроля за территорией описывались общими словами. Использовался термин «другие формы охраны общественного порядка». Причем в законе не уточнялось, что все это значит.

В новых правилах более конкретно прописаны другие формы охраны общественного порядка. Список включил в себя временное ограждение и обозначение доступными средствами следующих зон:

  • мест преступления;
  • мест происшествия;
  • мест административного правонарушения;
  • объектов и территорий, на которых гражданам находиться опасно;
  • мест проведения публичных и массовых мероприятий.

Причем на данный момент неясно, как именно будут обозначать эти места и как их будут огораживать. Вероятно, это будет прописано в ведомственных приказах МВД, которые на сегодняшний день являются неутвержденными.