Как расторгнуть нерасторжимый договор

Чтобы закрепить сделку документально, стороны заключают договор. Участие в договорных отношениях добровольно, поэтому никто и ни при каких условиях не может склонить человека к подписанию контракта. Однако поставщики товаров и услуг нередко забывают об этом правиле, вынуждая своих клиентов согласиться на невыгодные условия.

Например, дилеры навязывают клиентам дополнительное оборудование и услуги, отказываясь продавать «голое» авто. Желая получить машину, человек соглашается подписать заведомо невыгодный договор. И если впоследствии он захочет расторгнуть контракт, представители дилера скажут ему, что соглашение является нерасторжимым. О том, что делать в подобных ситуациях, мы и поговорим ниже.

Свобода заключения договоров

Следует сразу же оговориться, что нерасторжимых договоров попросту не существует. Есть ситуации, когда расторгнуть соглашение сложно, поскольку для этого придется выполнить определенные условия. Однако одна из сторон не имеет права ограничивать другую до состояния «нельзя», ведь подобное считается договорным рабством. Оно уже противоречит свободе воли, что недопустимо, учитывая положения действующей Конституции РФ. Но это далеко не единственное нарушение, допускаемое современными автосалонами.

Каждый гражданин РФ имеет право заключать или не заключать любые виды соглашений, делая это в любое время и с кем угодно. Принудить человека к подписанию соглашения может только суд или особые обстоятельства. Последнее возможно, когда заключение контракта исходит из обязательств гражданина. Например, собственник квартиры обязан подписать соглашение с управляющей компанией.

Навязываемые автосалонами дополнительные услуги – это совсем другое дело. Дилер не имеет право заставить клиента заключить договор на установку допоборудования. Если покупатель не хочет переплачивать за коврики или сигнализацию – он вправе отказаться. И если автосалон откажется продавать машину без дополнительных услуг и оборудования, он нарушит закон.

Как расторгнуть нерасторжимый договор

Нельзя отказывать в кредите, если человек не хочет покупать дополнительное обслуживание

Нередко при покупке машины в автосалоне, россияне сталкиваются со следующим: человеку запрещают заключить одно соглашение, пока он не заключит другое. Например, менеджер сообщает клиенту, что машина продается только с услугой установки сигнализации. Если же покупатель отказывается, то автомобиль ему попросту не продадут.

Подобные формулировки – нарушение части 2 статьи 16 ФЗ «О защите прав потребителей». То же самое касается и кредитных договоров. Допустим, человек хочет оформить кредит на авто. Банк вправе отказать ему по причине недостаточного дохода или отсутствия официального заработка. Но отказ по той причине, что гражданин не заключил какой-либо другой контракт, будет считаться неправомерным.

Исключение из правил – договор страхования. Банк имеет право требовать оформления страховки на предмет залога. То есть, обязательным условием выдачи кредита будет страхование транспортного средства. И это требование логично, ведь банк рискует деньгами, а потому он имеет право на минимизацию рисков.

Если же клиент отказывается оформлять страховку, финансовая организация вправе не заключать с ним договор или же предложить ему контракт на менее выгодных условиях. Такие действия законны.

Сложнее дела обстоят с другими видами страховки. Например, иногда банки при выдаче кредитных средств просят клиента застраховать здоровье, жизнь или какое-либо имущество. Подобные требования также законны, поскольку необходимы для обеспечения кредита.

О нерасторжимых договорах

Если в соглашении прописано условие о том, что его действие нельзя прекратить, то это противоречит нормам действующего законодательства. Соответственно, подобное требование можно смело игнорировать, ведь оно не имеет законной силы.

В соответствии со статьей 32 ФЗ «О защите прав потребителей», участник сделки может в любой момент отказаться от договора выполнения работ или оказания услуг. При этом он обязан компенсировать второй стороне понесенные расходы. Таким же правом наделяет россиян Гражданский кодекс РФ.

Однако и здесь имеются свои исключения. Например, клиент не может без веских оснований отказаться от договора страхования и некоторых других соглашений. В действующем законодательстве отдельно прописаны условия и порядок расторжения таких контрактов. При этом нужно понимать, что расторжение договора и отказ от него – это совершенно разные действия.

О прекращении действия договора

Действующее законодательство предусматривает два способа прекращения соглашений:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

  • отказ от исполнения;
  • расторжение.

Оба способа имеют ряд принципиальных отличий.

Расторжение договора

Эта процедура проводится по согласию всех участников. Если же одна из сторон против расторжения, то для осуществления данной процедуры придется обращаться в суд. Если договор можно расторгнуть по закону или же условия прописаны в самом тексте соглашения, то судья встанет на сторону истца, аннулировав документ.

Отказ от договора

В данном случае прекращение действия соглашения осуществляется в одностороннем порядке, без проведения споров и переговоров. Одна из сторон попросту отказывается от дальнейшего исполнения своих обязательств по договору. Причины отказа могут быть различными. И вынуждение клиента купить услугу, чтобы получить кредит, относится к их числу.

Физлицу отказаться от договора куда проще, нежели предпринимателю. Так, автосалон не сможет просто взять и прекратить предоставление услуги клиенту. А вот покупатель способен расторгнуть договор по своему желанию. Отказ от соглашения начнет действовать с того момента, когда другая сторона получила уведомление об этом.

Отказываемся от «нерасторжимого» договора

Допустим, автосалон навязал клиенту услугу «Сервисная карта». Когда же покупатель разобрался в ситуации и захотел аннулировать соглашение, ему сказали, что это невозможно. Вести дальнейшие переговоры в таких случаях бесполезно, ведь вряд ли автосалон пойдет навстречу клиенту, согласившись аннулировать договор. Поэтому в подобной ситуации лучше не расторгать контракт, а отказаться от его исполнения.

И здесь возможны два варианта действий.

Если клиент еще ничего не платил

Речь идет об уплате аванса, внесении абонентской платы или о каких-либо других платежах. Если покупатель не внес ни одного платежа по договору, то для его расторжения достаточно будет просто направить автосалону соответствующее уведомление. В нем указываем следующую информацию:

  • название и адрес салона;
  • ФИО заявителя, его телефон и адрес.

Если гражданин не знает, на чье имя составлять уведомление, следует написать просто «руководителю». Далее указываем, что такого-то числа был заключен такой-то договор, от дальнейшего исполнения которого клиент отказывается на основании 32-й статьи закона «О защите прав потребителей», поскольку услуга «Сервисная карта» ему не нужна.

Такое уведомление следует отправлять ценным письмом с описью вложения. Адрес получателя указан в договоре, составленном с автосалоном.

Соглашение считается расторгнутым с момента, когда салон получит уведомление. Если же представители дилера не согласны с подобным положением вещей, им придется идти в суд и доказывать, что клиент не имел права расторгать соглашение в одностороннем порядке. Если автосалон понес в связи с этим какие-то расходы, их также придется доказать.

Если клиент заплатил и хочет вернуть средства

В подобных ситуациях, скорее всего, придется обращаться в суд. Однако перед подачей иска следует направить автосалону уведомление об отказе от исполнения договора. В него следует вернуть требование о возврате уплаченных средств. Также здесь можно написать, что в случае отказа, заявитель обратится в суд. Кроме того, следует напомнить салону, что суд может взыскать с него компенсацию морального вреда и средства, уплаченные за услуги юриста.

В редких случаях автосалоны идут навстречу клиентам, добровольно расторгая договор и выплачивая деньги. Однако рассчитывать на это не стоит. Поэтому, выждав 10 дней после отправки уведомления, можно заниматься поиском юриста и подавать на салон в суд.

В данном случае судебная практика будет на стороне истца. Например, один покупатель при заключении кредитного договора был вынужден согласиться на «продленное сервисное обслуживание». Эта услуга стоила 54 тысячи рублей. Впоследствии мужчина попытался отказаться от нее в судебном порядке. Суд не только расторгнул договор, вернув истцу все выплаченные средства, но и взыскал с салона штраф, расходы на юриста и компенсацию морального вреда.

Если ситуация повторится

Поскольку автосалоны буквально живут с навязывания дополнительных услуг, то они вряд ли откажутся от этой затеи в ближайшее время. Соответственно, если вы попадете в такую ситуацию в будущем, то смело отказывайтесь от ненужной услуги, грозясь обращением в Роспотребнадзор.

Этот госорган вернуть потраченные деньги не поможет, но способен наложить на автосалон штраф. Если речь идет об ИП, то сумма взыскания составит 1-2 тысячи рублей. На юрлицом могут наложить штраф в размере 10-20 тысяч.

Решив подавать жалобу в Роспотребнадзор, необходимо получить доказательство того, что автосалон отказался предоставлять услугу заявителю. Поэтому изначально рекомендуется жаловаться дилеру. Жалоба подается в письменном виде, и автосалон должен поставить на ней отметку о том, что уведомление было принято к рассмотрению. В случае, если дилер откажется, следует направить уведомление на его юридический адрес. И если после этого автосалон не предпримет никаких мер, то можно будет смело обращаться в Роспотребнадзор. К обращению прикладывает копию жалобы, направленной дилеру.