Как правильно составить и подать жалобу в любое ведомство

Если человек считает, что представители госоргана вынесли по его вопросу несправедливое решение, он вправе подать жалобу. То же самое касается любых случаев, когда представители госструктур нарушают права отдельно взятых граждан.

Жалоба в данном случае – это попытка призвать сотрудника к ответственности и инициировать пересмотр дела. Например, иногда достаточно обратиться в прокуратуру и решить вопрос, избежав длительного судебного разбирательства. О том, как правильно составить и подать жалобу, мы поговорим ниже.

Жалоба: что это и зачем она нужна

Обращение в госорганы является конституционным правом каждого гражданина. Сюда входит также подача жалоб.

Например, идя утром на работу, гражданин заметил, что крыльцо покрыто толстым слоем льда, а мусорные контейнеры, установленные во дворе, переполнены. Так быть не должно, и чтобы улучшить ситуацию, человек имеет право пожаловаться в уполномоченный орган.

Иногда чиновники не знают о происходящем или же знают, но игнорируют проблему. И обычные граждане от этого страдать не должны. Поэтому о проблеме следует рассказывать, описав возникшую ситуацию в жалобе.

Порядок рассмотрения обращений от граждан контролируется ФЗ №59. Официально любая жалоба считается обращением и обязательна к рассмотрению. Чиновники не имеют права отказывать гражданам в приеме подобных документов. Все обращения, вне зависимости от их вида, рассматриваются по общим правилам.

Однако существуют и исключения. Например, сообщения о преступлении подлежат немедленной регистрации, а порядок работы по ним несколько отличается от рассмотрения обычных жалоб.

Закон запрещает преследовать человека за то, что он пожаловался на работу полиции или коммунальных служб. Его не накажут даже в том случае, если он критикует должностных лиц или госорган в целом. Привлечь к ответственности могут только за оскорбление.

Как правильно составить и подать жалобу в любое ведомство

Чем жалоба отличается от претензии

Претензии чаще всего появляются в договорных отношениях. Например, два индивидуальных предпринимателя заключили контракт на поставку стройматериалов. В результате товары были отгружены на склад заказчика, и он должен заплатить исполнителю за работу. Однако оплаты так и не поступило.

Чтобы добиться справедливости, пострадавшая сторона должна предъявить виновнику претензию. Последний обязан дать на нее письменный ответ. Только после этого потерпевший может обратиться в суд, пытаясь доказать свою правоту.

В подобных ситуациях жаловаться в госструктуры не имеет смысла. Так же не принесут желаемого результата и жалобы, адресованные тому ИП, который не рассчитался за поставленные стройматериалы. Если же гражданин купил товар в магазине для личных нужд, и продукция оказалась некачественной, то это будет уже нарушением прав потребителей. В таких ситуациях потерпевший может жаловаться в Роспотребнадзор.

Подать жалобу можно в том случае, если речь идет не о взаимных обязательствах, а об обязательствах одной стороны. По закону органы власти должны соблюдать права каждого гражданина. И если сотрудник судебной канцелярии потерял иск, то речь идет о нарушении прав. Суд – это государственный орган, который дает возможность всем гражданам РФ защищать свои интересы. Если же исковое заявление было потеряно, то человек имеет полное право подавать жалобу, требуя устранить нарушение своих прав. Кроме того, он может попросить наказать виновных.

Чтобы жалоба была рассмотрена и дала результаты, ее нужно правильно составить и подать. Ниже мы рассмотрим на примерах, в какие ведомства и в каких ситуациях можно жаловаться.

Подача жалобы по факту мошенничества

Поскольку речь идет об уголовном преступлении, то писать следует не жалобу, а заявление о привлечении виновных к уголовной ответственности. В данном случае бесполезно жаловаться в Роспотребнадзор или прокуратуру. Мошенничество не является нарушением прав потребителей, к тому же, прокуроры не разыскивают аферистов – этим занимается полиция.

На застройщика

Здесь важно обращать внимание на условия конкретного договора. Жалобу в Роспотребнадзор можно подать в том случае, если были нарушены права дольщика, закрепленные на законодательном уровне. Если речь идет о нарушении строительных правил и норм, то жаловаться следует в Минстрой. При нарушении каких-либо норм договора потерпевшему следует обращаться напрямую в суд.

На управляющую компанию

При подаче таких жалоб нужно учитывать определенную специфику. Несмотря на то, что речь идет о договорных отношениях, практически любое нарушение, допущенное УК, идет вразрез с законодательством о правах потребителей. Соответственно, жалобы можно направлять сразу по нескольким адресам:

  • непосредственно в управляющую компанию;
  • в прокуратуру;
  • в Минстрой;
  • в Роспотребнадзор.

На городскую администрацию

Большинство жалоб, подающихся сюда, связано с вопросами городского благоустройства. Здесь не бывает договорных отношений, и нередко нарушаются прав граждан. Если человек не доволен работой городской администрации, он может жаловаться практически в любое ведомство.

Чаще всего жалобы подаются в прокуратуру. Если же обращение не дало желаемых результатов, необходимо обращаться в суд.

Работодатель не выплатил зарплату

В этом случае жалоба подается в трудовую инспекцию. При подтверждении нарушения, с работодателя могут взыскать деньги в судебном порядке. Иск подают представители трудинспекции. Такое положение дел выгодно для самого сотрудника, ведь ему не приходится тратиться на адвоката.

Если нарушение связано с невыплатой зарплаты, то заявитель сможет обойтись без суда. В этом случае трудовая инспекция примет решение о принудительном исполнении, взыскав средства через судебных приставов.

На полицейских

Жалобу на сотрудника полиции следует подавать в две инстанции:

  • в прокуратуру;
  • вышестоящему начальству.

Если правоохранители совершили незаконные действия, в результате которых человеку был причинен ущерб, то возмещать его будут из бюджетных средств.

На судебного пристава

В данном случае можно жаловаться в прокуратуру или Минюст. Чтобы обращение гарантированно возымело эффект, можно направить его одновременно в два ведомства.

Коллективная жалоба

Многие люди думают, что если под жалобой подпишется несколько десятков человек, то госслужащие испугаются и моментально исправят все допущенные ошибки. Однако в действительности это не так – на практике коллективные жалобы работают так же, как и обычные. Поэтому рассчитывать на чудеса не следует. Кроме того, для сбора подписей подчас нужно потратить немало времени. Да и не каждый человек захочет брать на себя ответственность, подписывая жалобу.

На практике для устранения ошибок, допущенных госслужащими, может быть достаточно и одного обращения. С точки зрения законодательства неважно, сколько человек поставили свои подписи на документе. Поэтому, если в многоквартирном доме течет крыша, достаточно будет жалобы одного жильца. Если в результате окажется, что права граждан действительно были нарушены, то представители госоргана будут обязаны принять соответствующие меры.

Каким требованиям должна соответствовать жалоба

Действующее законодательство не устанавливает требований к форме жалобы. То есть, гражданин вправе составить документ так, как ему удобно. Для этого он может использовать стандартную бумагу формата А4 или же листок в клетку. Также заявитель имеет право подать обращение через сайт или же отправить его по электронной почте. По закону все эти документы будут иметь равную силу.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

О содержании и структуре

Требования к структуре и содержанию закреплены в законе о работе с обращениями граждан. В документе обязательно должна присутствовать следующая информация:

  1. Наименование госоргана, в который подается жалоба. Если обращение отправляется через портал Госуслуг или на сайте ведомства, то наименование органа будет заполнено автоматически.
  2. Если адресатом является конкретный чиновник, то желательно указать его ФИО и должность. Делать это необязательно, ведь в соответствии с общими правилами жалобу подают руководителю, который самостоятельно определяет, кто из его подчиненных будет заниматься рассмотрением проблемы.
  3. В жалобе нужно обязательно указать ФИО заявителя, адрес его имейл (или почтовый адрес). Без этих данных обращение будет оставлено без рассмотрения.
  4. Текст жалобы. Здесь указывается, что произошло, и какие меры следует принять. Ситуацию следует описать кратко, упомянув лишь ключевые детали.
  5. Подпись заявителя. Необходима в том случае, если жалобу оформляют в бумажном виде. Если же отправка происходит посредством Госуслуг, то используется электронная подпись.
  6. Дата составления.

К жалобе желательно приложить имеющиеся доказательства нарушения прав. Это могут быть следующие документы:

  • фотографии;
  • заявления свидетелей;
  • ответы на ранее поданные жалобы.

Действующее законодательство не предъявляет требований к типу шрифта, расположению реквизитов в жалобе, ширине полей и межстрочному интервалу. Поскольку такие документы составляются простыми гражданами, то заявителю необязательно разбираться в основах делопроизводства.

Тем не менее, жалоба должна быть читаемой: написанной разборчивым почерком, грамотно составленной. При этом некоторые граждане пытаются писать такие документы, используя юридическую терминологию. И если сложные слова чиновника вряд ли испугают, то перегруженный терминами текст будет восприниматься хуже.

Поэтому если человек точно знает о том, какие именно нормы были нарушены, то ему следует об этом написать. В противном случае достаточно лишь описать факт нарушения, не прибегая к использованию юридической терминологии.

О чем в жалобе писать не следует

Составляя жалобу, человек имеет право критиковать действия чиновников без каких-либо ограничений. При этом ему следует воздержаться от оскорблений и переходов на личности. Также нельзя использовать при составлении текста нецензурные выражения. Такие обращения обычно остаются без ответа.

Если жалоба написана неразборчивым почерком, то в ее рассмотрении будет отказано. То же самое касается и тех ситуаций, когда невозможно прочитать фамилию или адрес заявителя. Также важно точно формулировать цели обращения. Если госслужащий не поймет, чего именно хочет гражданин, он откажется рассматривать жалобу.

При составлении обращений желательно избегать эмоций. Например, не желательно писать следующее: «Когда вы прекратите над нами издеваться? Сколько это может продолжаться?!»

Хорошая, правильно составленная жалоба не содержит ни вопросительных, ни восклицательных знаков. В ней присутствуют только требования конкретных действий. Например, гражданин просит убрать улицу или привлечь виновника к ответственности.

Некоторые граждане откровенно злоупотребляют своим правом на обращение, многократно направляя в госорган жалобы, содержащие одну и ту же информацию. Если человек считает, что его обращение проигнорировали, то ему следует привести новые аргументы, а не отправлять штампованный текст десятки раз. Если же от гражданина поступает множество безосновательных обращений, то представители госоргана могут попросту прекратить переписку в одностороннем порядке.

При этом чиновники не имеют права просто игнорировать жалобы, поступающие от гражданина. Они обязаны уведомить его о причинах, побудивших их прекратить переписку.

Об анонимных жалобах

Многие неравнодушные граждане спешат заявить о том или ином нарушении, но не желают подписывать свое обращение. И подобные жалобы остаются без рассмотрения. Дело в том, что закон разрешает чиновникам не отвечать на запросы, которые не содержат ФИО заявителя. Если же человек не дал своего адреса, то госслужащие физически не смогут ему ответить.

Некоторые граждане боятся подписывать жалобы, поскольку считают, что чиновники начнут им мстить. Однако действующее законодательство защищает каждого жителя РФ, который заявил о нарушении своих прав. Закон запрещает преследовать человека на основании его жалобы.

Кроме того, чиновники не имеют права разглашать те сведения, которые были указаны в обращении. Также жалобы не могут быть опубликованы в соцсетях или размещены на сайтах госструктур. Подобная переписка считается конфиденциальной.

Жалобу обязаны принять к рассмотрению

Если обращение было составлено в соответствии с общими правилами и не содержит нарушений, то чиновники должны его рассмотреть. О принятом решении заявителя уведомляют в ответном письме.

Однако на практике все может происходить по-другому. Например, человек приносит жалобу, а от него всячески пытаются избавиться. При этом ни один сотрудник не говорит заявителю, что его обращение не примут. Вместо этого чиновники делают все возможное, чтобы человек сам передумал подавать жалобу. Для этого его отправляют по кабинетам, в каждом из которых гражданин рассказывает свою историю. В ответ же ему говорят, что для решения его вопроса нужно подняться на такой-то этаж и найти такого-то специалиста. Тот же, в свою очередь, посылает заявителя в другой кабинет, и так далее.

Иногда гражданину говорят, что нужный человек находится в командировке, отпуске или на важном совещании. И естественно, он сможет решить проблему, как только вернется. Но когда это произойдет – неизвестно.

Чтобы избежать вышеописанной ситуации, не следует тратить время на бесконечные беседы с чиновниками. Они могут пообещать посетителю все, что угодно, но исполнять обещанное никто не будет.

Поэтому лучший вариант подавать жалобу не госслужащему лично, а через секретариат. При этом не забываем требовать регистрационный номер документа. В крайнем случае можно отправить бумагу заказным письмом с уведомлением о вручении.

Как подать жалобу

Ранее для подачи обращения существовало лишь два способа:

  • личный визит в отделение;
  • отправка по почте.

Сегодня документы также можно отправить Почтой России, одна быстрым и надежным этот способ не назовешь. Дело в том, что сроки доставки нередко затягиваются, а бумаги теряются.

Поэтому большинство граждан посещают отделение лично. Однако на личный прием в большинстве случаев удается попасть только по записи. Иногда же заявителю и вовсе приходится выстоять в живой очереди, прежде чем подать жалобу.

С развитием технологий появилась еще одна возможность для подачи обращений. Теперь направить жалобу можно через интернет. И это самый удобный способ. Электронные обращения доставляются моментально, а риск их потери минимален. Даже если госслужащие скажут, что не получали сообщения, подтвердить факт его отправки не составит труда.

Большинство госструктур подключены к единой системе аутентификации. Поэтому для подачи жалобы онлайн гражданину нужно будет зарегистрироваться на портале Госуслуг. Здесь он сможет заполнить электронную форму и отправить обращение в выбранный госорган.

Срок рассмотрения жалобы не должен превышать 30 дней. Отсчет начинается со дня регистрации обращения. Если документы были отправлены по почте, то время доставки не учитывается.