Использование дрона: где можно летать и что снимать

В 2020 году в РФ поставили на учет порядка 20 тысяч беспилотных летательных аппаратов. В действительности же дронов в нашей стране насчитывается куда больше. Многие граждане попросту не регистрируют подобную технику, причем даже если беспилотник весит более 250 грамм.

Чаще всего квадрокоптеры применяют для фото- и видеосъемки. Причем небольшой и маневренный дрон может без труда проникать на территорию засекреченных и режимных объектов. Поэтому на законодательном уровне был введен ряд ограничений на съемку. Если же человек нарушит их, то он вполне может стать фигурантом уголовного дела.

Ниже мы поговорим о том, как правильно снимать с дрона, чтобы не получить уголовное наказание.

Беспилотные летательные объекты: что это

БПЛА – это бытовой термин. Так называют технику, которая летает без пилота и экипажа. Причем в некоторых случаях полет может полностью выполняться в автоматическом режиме, то есть, без участия человека. В основном же пилот имеется, просто он не сидит в кабине летательного аппарата, а управляет им с земли, используя каналы связи.

В быту для обозначения беспилотных летательных объектов используют аббревиатуры БЛА и БПЛА. Также такие устройства называют беспилотниками, дронами, квадрокоптерами. Эти термины отсутствуют в Воздушном кодексе РФ. Здесь упоминаются лишь беспилотные воздушные суда, которые управляются пилотом, который находится вне борта воздушного судна.

Использование дрона: где можно летать и что снимать

Нормативные акты, регламентирующие использование беспилотников

Порядок регистрации и использования беспилотных воздушных судов прописан в таких нормативных актах:

  1. Воздушный кодекс РФ. Является одним из основных документов, устанавливающих правовые основы использования воздушного пространства.
  2. Федеральные правила использования воздушного пространства. Здесь указан порядок использования воздушного пространства РФ для всех летательных устройств, как пилотируемых, так и беспилотных. Также в документе описаны базовые правила безопасности при вылетах.
  3. Статья 11.4 КоАП РФ. Предусматривает административную ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства.
  4. Правила учета воздушных судов, принадлежащих гражданам. Речь идет о беспилотниках, массой от 250 грамм до 30 килограмм.

Что следует знать владельцу беспилотника

Любой дрон – источник повышенной опасности. И об этом должен помнить каждый владелец такого устройства.

Действующее законодательство не дает четкого определения источников повышенной опасности. Однако к ним могут относиться любые устройства, способные причинить вред ввиду невозможности полного контроля со стороны человека. Дело в том, что квадрокоптеры далеко не всегда летят в том направлении, которое им задает оператор. Например, первый беспилотник Почты России, который должен был доставлять посылки гражданам, врезался в стену дома и разбился.

Этот дрон ударился в стену, расположенную между окнами. Если бы он летел немного правее или левее, владельцам квартир пришлось бы менять стекла. И это как минимум.

Однако неаккуратное пилотирование представляет угрозу не только для окон. Дрон может столкнуться с другим летательным аппаратом, упасть на голову случайному прохожему или на автомобиль. Кроме того, беспилотник может оборвать провода, столкнувшись с линией электропередач.

Упав с большой высоты, дрон может нанести серьезный вред здоровью человека и повредить чье-то имущество. Определенную опасность в данном случае могут представлять даже небольшие устройства, весом около 250 грамм. И в подобной ситуации владелец беспилотника должен будет возместить ущерб пострадавшему. Это может быть выплата стоимости разбитого окна или ремонта транспортного средства. Если же пострадает человек, то ему придется оплатить лечение.

Некоторые виновники таких столкновений пытаются оправдаться тем, что аппаратом управляли машинные алгоритмы. Владелец же просто нажал на кнопку и не сделал ничего, что могло привести к возникновению аварийной ситуации. Подобные отговорки не работают. Владелец летательного аппарата всего равно должен будет возместить ущерб потерпевшему.

Владельцем в данном случае не обязательно является собственник устройства. Например, человек мог попросить дрон у друга или же арендовать его. В этом случае именно он будет нести ответственность за причиненный вред.

Другое дело, если пилот БПЛ работает по найму. Тогда он не считается владельцем летательного аппарата. В данном случае ущерб должен будет возместить собственник дрона. Впоследствии он сможет предъявить к сотруднику регрессное требование.

Рассчитавшись с потерпевшим, виновник может подать в суд на изготовителя устройства, если он искренне считает, что столкновение произошло по причине неправильных алгоритмов управления. Если ему удастся доказать правдивость своих слов, он сможет получить компенсацию.

На данный момент есть лишь несколько способов уклонения от возмещения ущерба. Пилот должен будет доказать тот факт, что ущерб был нанесен в результате действия непреодолимой силы или же умысла самого потерпевшего. Также гражданин может представить доказательства того, что дрон был без разрешения использован третьими лицами, например, в результате кражи.

Например, у гражданина украли беспилотник. Злоумышленники попробовали запустить устройства, но в результате разбили витрину магазина. В этой ситуации возмещением ущерба будет владелец устройства заниматься не будет. Однако для этого ему придется подтвердить, что дрон действительно был похищен. Чтобы не попасть в подобную ситуацию, о краже следует заявить сразу же после того, как беспилотник похитили.

Рассмотрим другой пример. Владелец квадрокоптера запустил его вдали от людей, но устройство было отброшено вбок сильным порывом ветра. В результате дрон слегка помял крыло автомобиля. В данном случае произошел форс-мажор – обстоятельство непреодолимой силы. Соответственно, владелец устройства не виноват в причинении ущерба, а потому и выплачивать компенсацию он не обязан.

Следует понимать, что влияние форс-мажора также придется доказать. Для этого можно взять справку из гидромедцентра, где будет указана сила ветра в момент аварии.

Еще один пример – гражданину не понравилось, что беспилотник пролетел у него над головой. Поэтому он взял камень и попытался сбить устройство. В результате дрон упал мужчине на голову, и тот попал в больницу. В этом случае владелец квадрокоптера также не будет нести ответственность за произошедшее. Но для этого придется доказать, что падение аппарата произошло по вине пострадавшего. В большинстве случаев для этого можно будет использовать запись, сделанную самим дроном.

Места, разрешенные для полетов беспилотников

Многие граждане относятся к дронам, как к невинному развлечению. Однако с точки зрения закона беспилотник – это не игрушка, а полноценный летательный аппарат. И неважно, какие именно габариты и вес он имеет. Поэтому кроме регистрации владельцу дрона может потребоваться разрешение на полет в определенных зонах. Оно не потребуется, если одновременно будут соблюдены следующие условия:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

  1. Полет осуществляется в светлое время суток и в пределах прямой видимости.
  2. Беспилотник имеет взлетную массу не более 30 кг.
  3. Высота полета не превышает 150 метров от земли или линии воды.
  4. Полет проходит вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, вертодромов экспериментальной или государственной авиации, запретных и специальных зон, а также зон ограничения полетов.
  5. Полет проходит за пределами воздушных зон над местами проведения официальных охранных мероприятий. Действующее законодательство определяет места государственной охраны. Поэтому без разрешения летать над дачами депутатов Госдумы и иностранными представительствами не удастся.
  6. Полет проходит за пределами воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, а также официальных спортивных соревнований.
  7. Беспилотник используется на расстоянии не менее 5 км от контрольных точек посадочных площадок и неконтролируемых аэродромов.

О получении разрешения на полет

В нашей стране действует разрешительный порядок использования воздушного пространства. Например, получить разрешение понадобится в таких ситуациях:

  • оператор не видит беспилотник;
  • полет проходит в запретной зоне, над аэродромом, место проведения спортивных или публичных мероприятий и т. д.;
  • беспилотник пролетает на удалении менее 5 км от посадочных площадок и контрольных точек аэродромов.

Процесс получения разрешения зависит от того, прошел ли беспилотник регистрацию.

Если дрон прошел регистрацию

В данном случае владелец беспилотника должен составить план полета и направить его в центр Единой системы организации воздушного движения РФ. Для этого можно воспользоваться официальным сайтом Системы представления планов полетов.

Дрон не проходил регистрацию

План полета предоставляется в местный орган Единой системы организации воздушного движения. Достаточно позвонить в представительство и рассказать о месте проведения вылета по телефону.

Полетный план должен содержать такую информацию:

  • опознавательный индекс беспилотника;
  • маршрут;
  • аэродром взлета и назначения;
  • время вылета и полета и т. д.

Получив информацию о полете, Росавиация может принять одно из следующих решений:

  1. Разрешить полет.
  2. Запретить использование беспилотника на определенной территории.
  3. Установить ограничения по времени или месту полета.

Правила полетов в городе

Если гражданин хочет использовать беспилотник над населенным пунктом, ему потребуется получить разрешение органа местного самоуправления. Если летать планируется в столице, Питере или Севастополе, то запрашивать разрешение придется у местных органов исполнительной власти.

От региона, в котором будет проходить полет, напрямую зависит, кто будет выдавать на него разрешение. В Москве этим занимается Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции. В Севастополе разрешение выдает городской Департамент общественной безопасности.

Получить такое разрешение через сайт Госуслуг не получится. Поэтому заявителю придется обращаться в госорган лично или же отправлять запрос по почте.

Можно ли летать возле границы РФ

Вдоль государственной границы устанавливается приграничная полоса. Ее ширина составляет 25 км. По закону приграничная полоса имеет особый режим использования. Как правило, она проходит недалеко от аэропортов. Однако летать здесь можно только при наличии полетного плана. Кроме того, пилот должен поддерживать радиосвязь с Росавиацией, получив разрешение на полет в ФСБ.

Где запрещено летать

Минтранс имеет право устанавливать зоны, полеты в которых запрещены и места ограничения полетов. В последних использование беспилотников допустимо по согласованию с тем человеком или организацией, в интересах которого были установлены ограничения на полеты. Например, если запретная зона была установлена в интересах ФСО, то и согласовывать вылет придется с ее представителями.

Нужно ли разрешение на съемку

Сегодня дроны чаще всего используют для фотографирования и видеосъемки местности. Лишь изредка с их помощью доставляют грузы.

Снимая при помощи БПЛА, гражданин также должен учитывать ряд правил. И в первую очередь необходимо понимать, что любая съемка с беспилотника считается авиационными работами. Для правильного их осуществления владелец дрона должен иметь сертификат эксплуатанта. Этот документ выдается территориальным подразделением Минтранса. Срок его действия составляет три года, после чего требуется продление.

Заявитель может получить сертификат лишь в том случае, если дрон зарегистрирован. Также в некоторых случаях может потребоваться наличие разрешения на съемку. Заявление рассматривают в течение 10 дней при первичном оформлении. При продлении срок рассмотрения сокращается вдвое. Сертификат выдается бесплатно.

По законам РФ этот документ должен получить любой владелец дрона, если он планирует использовать устройство для съемки. Неважно, будет беспилотник использоваться для фотографирования городских пейзажей или на свадьбе друга – сертификат нужен в любом случае.

Приостановить действие документа или же аннулировать его может Минтранс. Это может произойти в результате нарушения воздушного законодательства РФ.

О правилах съемки

Следует понимать, что видеокамера беспилотника и камера смартфона – это не одно и то же. Аэрофотосъемка должна проходить по определенным правилам.

Например, если во дворе висит видеокамера, то лицо, ее установившее, обязано предупредить граждан о съемке. Для этого достаточно будет повесить табличку на видном месте. Далее прохожие смогут выбирать: двигаться через двор или же найти альтернативный маршрут.

Сложнее дело обстоит с беспилотниками, ведь далеко не каждый прохожий может понять, что снимают именно его. Например, владелец дрона захотел поснимать городские улицы. Улица является общественным местом, соответственно, запрашивать разрешение на съемку у каждого прохожего не придется. Кроме того, если разобрать лица на видео невозможно, то необходимость в разрешении отпадает автоматически. Впоследствии владелец беспилотника может выложить запись на своей странице в соцсетях без каких-либо ограничений. Нести ответственность за подобные действия ему не придется.

Другое дело, когда на видео заметны лица, однако выделить главного участника записи не представляется возможным. Например, камера снимала толпу зрителей на концерте, но никто из них не являлся центральным объектом съемки. Поэтому получать разрешение у тех лиц, которые оказались на видео, в данном случае не потребуется.

Если же владелец беспилотника начнет отслеживать в толпе одного человека при помощи летательного аппарата, то такие действия будут считаться противозаконными. То есть, технически дрон может следовать за человеком или авто. Однако если об этом узнает сам объект съемки, он может привлечь владельца квадрокоптера к ответственности. Дело в том, что права гражданина в данном случае попадают под защиту Федерального закона о персональных данных.

Соответственно, человек не может по собственному желанию следить за перемещением другого гражданина, поскольку это будет вмешательством в его частную жизнь. Для осуществления подобных действий потребуются основания или разрешения объекта съемки.

То же самое касается и наблюдения за окнами квартир. Их можно снимать издалека, с расстояния, не позволяющего разглядеть, что происходит за окнами. Если же дрон подлетел вплотную к стеклу и заснял то, как семья смотрит телевизор, то это будет считаться нарушением. И неважно, установлены на окне шторы или нет.

Человека можно фотографировать и снимать на видео в том случае, если он нарушил закон. Причем такие материалы разрешается выкладывать в общий доступ, не получая разрешения от нарушителя. Федеральный закон «О персональных данных» не действует в тех случаях, когда произошло нарушение публичных интересов. При этом закон широко трактует данное понятие. О нарушении интересов можно говорить в тех ситуациях, когда действия гражданина угрожают гражданскому обществу, демократическому правовому государству, окружающей среде или общественной безопасности.

Однако и здесь далеко не все так однозначно, как кажется. Например, владелец дрона снял на видео, как мужчина разбивает окно. Далее он может без каких-либо препятствий выложить запись в общий доступ, ведь человек на видео нарушает закон.

Другая ситуация: владелец беспилотника снял шикарную дачу с высоты птичьего полета. Далее он выложил материалы в сеть, чтобы показать, как живут богачи. Этого делать нельзя, ведь построить роскошную дачу – это не преступление, ровно как и проживание в большом доме.