Электронная подпись: что это и зачем она нужна

С развитием компьютерных технологий электронные документы стали прямыми аналогами своих печатных прототипов. Говорят, что оформив электронную подпись, гражданин сможет подписать практически что угодно. Однако на практике это далеко не так, ведь электронные сервисы в РФ на данный момент развиты еще достаточно слабо.

Сегодня уже никого не удивишь биометрической идентификацией клиента, но с электронной подписью дела обстоят куда сложнее. О том, где можно использовать электронную подпись на практике, мы и поговорим ниже.

Что такое электронная подпись

Речь идет о способе удостоверения электронных документов. По сути, это аналог обычной подписи, которую каждый из нас ставит в ведомостях о получении товара, заявлениях и т. д.

Электронная подпись бывает двух видов:

  1. Простая. Речь идет о кодах, паролях, которые обеспечивают доступ к различным интернет-ресурсам, в том числе, и к Госуслугам.
  2. Усиленная. Это более безопасный вариант ЭП, который использует средства шифрования. По усиленной электронной подписи можно определить того человека, который подписал документ. И если впоследствии в него были внесены изменения, это сразу же будет видно.

Электронные подписи выдаются в удостоверяющих центрах. Это специальные организации, получившие лицензию на выдачу ЭП.

Электронная подпись: что это и зачем она нужна

Как получить электронную подпись

Усиленная квалифицированная электронная подпись оформляется на защищенном носителе, называемым токеном. Эта услуга не бесплатна и в среднем составляет 1000-1500 рублей.

Для получения подписи и последующей работы с ней требуется ноутбук на Windows или macOS. Теоретически настроить для работы с ЭП можно и ноутбук, работающий под управлением ОС Линукс, однако на практике сделать это проблематично.

Чтобы оформить усиленную электронную подпись, потребуется установить на компьютер специальные программы. Скачать их можно с сайта того удостоверяющего центра, который был выбран пользователем для получения ЭП. Программы устанавливаются автоматически, а потому участие самого пользователя будет минимальным.

Инструкция по получению электронной подписи дана на сайте удостоверяющего центра. Также гражданину придется создать учетную запись на портале Госуслуг.

Где используется электронная подпись

В теории ЭП является полным аналогом собственноручной подписи. То есть, ей можно заверить все документы, которые человек подписывает от руки. Причем в плане безопасности ЭП обладает куда большей надежностью в сравнении с обычной подписью. Например, рукописную подпись на бумажном бланке можно подделать. Отличить такую подделку от оригинала подчас может только эксперт. Если же говорить об электронной подписи, то случаев ее подделывания пока не было.

В судебной практике на данный момент имеется лишь одно дело, когда человек лишился квартиры по дарственной, подписанной ЭП. Однако эта история никак не связана с подделкой подписи. В результате квартиру вернули собственнику, признав договор дарения недействительным. Проблема в данном случае возникла из-за того, что один человек получил оригинальную подпись за другого.

Кто может использовать ЭП

На данный момент электронную подпись активно используют в работе предприниматели и юрлица. Она применяется для заверки счетов, платежных поручений, налоговой отчетности, регистрации на электронных торговых площадках и порталах госзакупок. Причем в некоторых случаях наличие электронной подписи является обязательным. Например, для участия в госзакупках.

Бюджетными предприятиями также осуществляется постепенное осваивание цифровых технологий. Например, заведующий детсадом вправе подписывать при помощи ЭП ведомости на выплату зарплаты своим сотрудникам. Аналогичным образом судебные приставы заверяют запросы на получение информации об имуществе неплательщиков.

Действующее законодательство не обязывает обычных людей оформлять цифровую подпись. Однако при желании заверять документы таким образом может любой гражданин.

Электронная подпись и портал Госуслуг

Зайдя на портал Госуслуг, владелец электронной подписи может сделать многое. И перечень сервисов, позволяющих заверять электронные документы, будет постепенно расширяться.

На сегодняшний день электронную подпись можно использовать в следующих случаях:

  • переезд в другой регион;
  • рождение ребенка;
  • поступление в ВУЗ;
  • оформление европротокола;
  • цифровое исполнительное производство.

На данный момент еще не все заявленные функции работают. По заверениям разработчиков, в скором будущем страховку при ДТП можно будет составить без заполнения бумаг. Достаточно оформить электронный документ, подписав его ЭП. Далее его можно будет отправить в страховую компанию прямо с места ДТП. Такие возможности наверняка порадуют большинство автомобилистов.

Уже сегодня на Госуслугах гражданам РФ предлагают заполнить электронное заявление о выборе страховой медицинской организации. Допустим, человек хочет заменить бумажный полис ОМС на пластиковую карточку. Сегодня пластиковые полисы выдаются не каждой страховой компанией, поэтому мужчине пришлось сменить страховщика.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Как ожидалось, подать заявление можно будет в электронном виде. При этом гражданину придется единожды посетить офис – чтобы получить полис.

Чтобы подать заявление, необходимо перейти на страницу оказания услуги на портале Госуслуг. Здесь откроется окно, в котором автоматически заполнятся личные данные заявителя.

Заполнив предложенные поля, пользователь должен будет заверить документ, используя электронную подпись. Для этого нужно вставить токен в порт USB. Далее система обратится к нему сама, а пользователю нужно будет лишь следовать подсказкам, нажав в самом конце на кнопку «Отправить».

Заявление должно быть рассмотрено в течение месяца. Затем заявитель получает приглашение от страховщика и едет в офис для получения готового полиса.

В реальности все может оказаться несколько сложнее. Например, подав заявление, пользовать может не увидеть сообщения о его приеме. Затем, выждав 30 дней, он узнает, что документ так и не был отправлен в страховую компанию.

Подобное может получиться ввиду целого ряда причин. Например, это может произойти в результате технического сбоя. Также возможно, что отдельно взятая страховая компания решила не принимать через Госуслуги заявления, заверенные электронной подписью. И чтобы завершить оформление полиса заявителю теперь придется обратиться в офис страховщика лично.

Подача жалобы в ГИБДД

Сегодня получение штрафа, выписанного на основании материалов дорожной камеры – это обычное дело. Подобные «письма счастья» приходят многим автомобилистам. Как правило, это штрафы за превышение скорости. И если человек увидел, что за ним числится неоплаченное взыскание, он должен или оплатить его, или оспорить, подав жалобу.

К сожалению, приборы фотовидеофиксации работают неидеально, а потому нередко автомобилисты получают штрафы по ошибке. Например, система неверно считала номер.

Однако бывают и особые случаи. Например, гражданину пришло «письмо счастья» по причине превышения скорости. При этом нарушение произошло в совершенно другой области. На прилагаемом к постановлению фото находится совершенно другое авто, хоть и с аналогичным номерным знаком.

Получается, что кто-то безнаказанно ездит под чужими номерами. В этом случае можно подать иск в суд, но проще всего будет написать жалобу на имя начальника того сотрудника ГИБДД, который составил постановление об административном нарушении.

Жаловаться можно онлайн, и электронную подпись при этом использовать необязательно. Однако подобная заверка документа будет доказательством того, что его составил именно тот автомобилист, которому был ошибочно выписан штраф.

Заполняя электронную форму, нужно указать персональные данные заявителя, телефон и регион, в котором гражданин хочет обжаловать постановление. Далее излагаем суть жалобы и отправляем ее адресату.

У формы для заполнения имеются некоторые недостатки. Например, в поле для обращения нельзя скопировать и вставить текст из другого документа. Поэтому если гражданин хочет оспорить два аналогичных постановления в разных регионах, ему придется дважды набирать текст вручную.

Заверенные электронной подписью документы можно смело отправлять в любые госорганы. На данный момент они имеют ту же юридическую силу, что и бумаги, подписанные заявителем. Преимущество ЭП заключается в том, что при любой попытке исправить информацию в документе, подпись исчезает. Кроме того, любой человек увидит, что документ исправляли. Поправленный документ не будет иметь юридической силы.

Отправка жалобы через интернет позволяет решить проблему в максимально сжатые сроки. Информация о штрафах может исчезнуть из личного кабинета на Госуслугах уже на следующий день после составления электронного документа. Через время гражданин должен получить письмо из ГИБДД, подтверждающее, что произошла ошибка, и скорость превысили другие автомобилисты.

Оформление доверенности

ЭП позволяет заверять любые бумаги. Речь идет об исковых заявлениях, трудовых договорах, официальных запросах в различные госорганы, объяснениях, договорах подряда и т. д. И в первую очередь такая форма подписания документов будет удобна для удаленных работников. В настоящее время большинство фрилансеров используют оферту, и это не всегда удобно.

Электронная подпись существенно упрощает процесс заключения договора. В данном случае обе стороны заверяют документ, после чего он в электронном виде хранится на ПК или в облаке. Если впоследствии возникает спор, файлы можно подать в суд.

У судьи не возникнет сомнений в том, что подпись является подлинной. Перепечатать только первую страницу договора так же не получился, поскольку ЭП заверяет документ полностью, а не какую-то одну его страницу. Поэтому подделку будет видно даже при замене одной страницы.

Доверенность можно составить в простой письменной форме, подписав ее ЭП. Заверять такой документ у нотариуса не придется. Основное преимущество такой доверенности заключается в том, что ее можно отправить как по электронной почте, так и в любом мессенджере.

В данном случае доверителю не придется предъявлять документ лично. Он может отправить ее в поликлинику, школу и т. д.

Несмотря на то, что доверенность с электронной подписью имеет ту же юридическую силу, что и бумага, подписанная от руки, такой документ сегодня примут далеко не в каждом ведомстве. Например, недавно сотрудники судебной канцелярии отказались выдавать документы поверенному. У него была электронная доверенность. Свой отказ сотрудники объяснили тем, что никогда ранее так не делали.