Иностранный интернет-магазин ушел с рынка РФ: как вернуть деньги

В последнее время многие мировые бренды приостановили поставки товаров в РФ. Но что делать покупателю, который оплатил заказ, после чего получил извещение о том, что магазин отказывается отправлять продукцию в Россию? Можно, конечно, жаловаться администрации сайта, но такие жалобы нередко игнорируются, ровно как и заявления на возврат средств.

Ниже мы поговорим о том, как добиться возврата уплаченных денег.

Как вернуть уплаченные средства

Возврат средств из иностранных интернет-магазинов – это всегда было той еще задачей. И в последние месяцы ситуация лишь усложнилась. Но это еще не свидетельствует о том, что выхода попросту нет.

Первым, что предстоит сделать, является подача претензии в адрес интернет-магазина. Причем копию этого документа необходимо отправить в тот банк, с карты которого была произведена оплата. Также следует попросить финансовую организацию не списывать деньги со счета или же осуществить чарджбэк (если средства уже были списаны).

Если магазин так и не вышел на связь (не заявил о возврате средств) спустя пару дней после оплаты, покупатель имеет полное право предъявить к нему исковое заявление. Также можно уведомить Роспотребнадзор о нарушении прав потребителя.

Существует несколько вариантов вернуть уплаченные средства. Рассмотрим их по порядку.

Иностранный интернет-магазин ушел с рынка РФ: как вернуть деньги

Пробуем совершить чарджбэк

Во всех спорных ситуациях Роспотребнадзор рекомендуется использовать для возврата средств чарджбэк. Это слово переводится с английского как «возвратный платеж». Речь идет о внутреннем механизме платежной системы, позволяющем отменить некоторые операции. В ряде случаев с его помощью удается вернуть те средства, которые ранее были списаны с карты.
Аналогичная процедура имеется и у отечественной системы «Мир». Ее называют «диспут».

Само понятие «чарджбэк» отсутствует в законодательстве РФ. Однако данные процесс описывается в регламентах самих платежных систем. Например, гражданин совершил оплату в интернет-магазине, но так и не получил заказанный товар. Тогда он направляет претензию продавцу. Последний игнорирует обращение или же отказывается возвращать средства. В таком случае у покупателя будет два пути: оформить чарджбэк или же судиться с продавцом, нарушившим закон о защите прав потребителей.

В некоторых случаях суд оказывается более выгодным решением. Так, чарджбэк распространяется только на сумму оспариваемого платежа. В судебном же порядке можно получить компенсацию материального вреда, расходы на юриста или проценты за использование денег истца. При этом чарджбэк – это куда более простой вариант. В данном случае достаточно лишь обратиться в банк, потребовав отмены платежа.

Определенной проблемой выступает тот факт, что с российского рынка уходят платежные системы «Мастеркард» и «Виза». И это может быть поводом для того, чтобы интернет-магазин отказал заявителю в проведении чарджбэка. Тем не менее, пробовать стоит, ведь уход с рынка еще не свидетельствует о прекращении обслуживания тех операций, которые были совершены до введения санкций.

Жалуемся на российское представительство интернет-магазина

Многие крупные сети, чьи штаб-квартиры располагаются за рубежом, имеют российские филиалы или же дочерние компании. О том, есть ли у организации представительство в РФ, можно узнать, воспользовавшись реестром налоговой. Для этого следует лишь набрать название магазина в русской транскрипции (например «Сони», «Эпл» или «Самсунг»). Суды РФ принимают иски российским подразделениям заграничных интернет-магазинов даже в том случае, когда средства перечислялись в иностранную компанию напрямую.

Например, жительница Ульяновска заказала куртку в магазине Farfetch. Стоимость вещи составляла 1000 фунтов. Однако в магазине перепутали заказы и прислали женщине жилетку, стоимостью чуть более 450 фунтов.

Покупательница захотела добиться справедливости. Для этого она посмотрела историю операций. В ней было указано, что средства за товар были перечислены иностранной компании. Судиться с ней было неудобно, поэтому покупательница обратилась в реестр налоговой службы. Так она узнала, что у данного бренда имеется российский филиал ООО «Фарфетч-ру». Именно от этой компании женщина потребовала возврата средств, отправив заявление о возврате.

Поскольку российский филиал оставил обращение без ответа, покупательница подала в суд на компанию. В результате с филиала взыскали полную стоимость куртки. Также компания была вынуждена заплатить:

  • за моральный ущерб;
  • за отказ выполнять требования потребителя в добровольном порядке;
  • за компенсацию расходов на представителя и переводчика;
  • неустойку.

При этом заявительницу обязали вернуть полученный жилет магазину.

Ряд зарубежных брендов открыл дочерние компании в РФ. В большинстве случаев это происходит, когда у организации имеются не только интернет-магазины, но и традиционные магазины. К пример, компании «Адидас» и «Икеа-дом» реализуют свою продукцию не только посредством интернета, но и в торговых центрах.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Чтобы получить информацию о дочерних компаниях, расположенных в РФ, следует посетить такие разделы официального сайта бренда:

  • «Юридическая информация»;
  • «Контакты».

Дочерние компании имеются у многих крупных интернет-магазинов. Например, сайт «Алибаба» имеет российский филиал «Алибаба.ру». И именно на эту компанию следует подавать в суд российскому потребителю.

Например, житель Кемерово купил на «Алибабе» ноутбук и через две недели пользования отметил, что у него перестал работать жесткий диск. Мужчина подал в суд и получил в общей сложности более полумиллиона рублей компенсации. Ему удалось взыскать:

  • стоимость самого ноутбука – 65 тысяч рублей;
  • неустойку, начисленную ввиду нарушений срока удовлетворения требований пользователя – около 160 тысяч;
  • неустойку за невыполнение требований по возврату стоимости товара – около 185 тысяч;
  • штраф – около 105 тысяч.

При этом мужчину обязали вернуть неисправный ноутбук «Алибабе».

У большинства мировых брендов имеются дочерние компании или представительства на территории РФ. Поэтому можно не спешить подавать в суд на организацию, а написать жалобу в Роспотребнадзор. Далее ждем, пока инспекторы этого госоргана вынесут предписание, заставив нарушителя устранить возникшие проблемы. Кроме того, российское подразделение интернет-магазина с большой долей вероятности оштрафуют.

Не добившись помощь от инспекторов Роспотребнадзора, следует подавать иск в российский суд. Следует понимать, что куда проще судиться с российским подразделением интернет-магазина, нежели с головной компанией, расположенной за рубежом. В первую очередь, вам не придется объяснять судье, почему иск подается в отношении иностранной компании. Если подразделение было зарегистрировано в РФ, то и работать оно обязано в связи с российским законодательством. Соответственно, добиться справедливости будет проще. Кроме того, в случае удовлетворения иска, его будет куда проще исполнить на территории РФ.

Предъявляем иск к иностранной организации, продающей свою продукцию российским гражданам

Допустим, интернет-магазин расположен за границей, и никаких российских представительств у компании нет. При этом организация занимается продажей товаров россиянам. Тогда на нее можно подать иск в российский суд. Для этого должно быть выполнено по крайней мере одно из следующих условий:

  1. Компания допускает оплату заказа рублями напрямую или же с использованием платежных систем, доступных гражданам РФ.
  2. Доменное имя имеет связь с Россией. То есть, сайт зарегистрирован в доменной зоне ру, рф и т. д.
  3. Компания осуществляет прямые доставки на территорию России.
  4. Оплата осуществляется через российский банк.
  5. У компании имеется реклама на русском языке.
  6. Имеются другие признаки того, что организация заключает договоры с россиянами.

Сейчас Россия находится под санкциями, однако это не значит, что были расторгнуты международные договоры о признании судебных решений, заключенные между РФ и другими государствами. Тем не менее, на данный момент исполнение решения российского суда в США или Европе, скорее всего, будет затруднено. Так, местный суд может посчитать, что интернет-магазин имел уважительные причины, чтобы не обслуживать россиян. Соответственно, решение суда РФ за границей могут не признать.

По этой причине нужно несколько раз подумать о целесообразности начала судебного разбирательства (в особенности, если стоимость товара невелика). Вполне вероятно, что истцу придется потратить немало времени на суд, но иностранное государство все равно не признает принятое решение.

Обращение в Роспотребнадзор

Сложнее всего вернуть деньги в случае, если иностранный магазин не имеет российского представительства и официально не работает на рынок РФ. В таком случае российский суд скорее всего не будет рассматривать иск. Судиться же в иностранном суде – удовольствие не из дешевых.

В подобных ситуациях лучше всего написать жалобу в Роспотребнадзор. При этом ожидать мгновенного результата не следует – ведомство не сможет наложить штраф на иностранную организацию.

С 12 марта 2022 года открыта горячая линия по защите прав потребителей, которые пострадали от действий иностранных компаний, в одностороннем порядке прекративших свою деятельность на территории РФ. Чтобы заявить о нарушении, следует позвонить по телефону: 8 800 555-49-43.

Как указано на сайте Роспотребнадзора, после звонка на эту горячую линию, гражданин получит профессиональную помощь в подготовке претензий и исковых заявлений. Специалисты будут самостоятельно подавать запросы исполнителям услуг. И если в ходе проверки выяснится, что иностранный интернет-магазин имеет филиал в России, то на него можно будет подать иск в российский суд.

К тому же, Роспотребнадзор планирует составлять групповые иски на основании поступивших жалоб. Таким образом, представители ведомства самостоятельно составят списки пострадавших, обратившись в суд с исковым заявлением.