Массовое убийство в школе в Казани: о событиях рокового дня

11 мая 2021 года бывший ученик гимназии №175 явился в школу с помповым ружьем наперевес. В тот день погибло семеро детей и два педагога. Еще 18 человек на данный момент находятся в больнице, причем двое из них – в реанимации, и состояние их оценивается как крайне тяжелое.

Устроив массовую расправу, убийца сам сдался полицейским. Им оказался 19-летний Ильназ Галявиев, который таким образом решил отомстить за все былые обиды. Позже, во время допроса, он признается, что в какой-то момент он «почувствовал себя богом».

Преступник действовал в одиночку. Сдавшись правоохранителям, он не отрицал своей вины, но раскаиваться в содеянном не собирался.

Подготовка к преступлению

Можно подумать, что действия убийцы были импульсивными. Однако в действительности речь идет о спланированном, тщательно подготовленном преступлении. Будущий преступник начал интересоваться огнестрельным оружием в феврале 2021 года. Тогда он обзванивал магазины, узнавая цены.

Ильназ Галявиев купил ружье 16 апреля, почти за месяц до трагедии. По его словам, деньги на оружие он заработал в игре Counter-Strike. Для этого он проводил в игре более двух часов в день, а затем продал накопленные игровые атрибуты. В итоге в распоряжении Галявиева оказалось около 50 тысяч рублей, чего хватило на покупку ружья и более 500 патронов.

Галявиев не состоял на учете у психиатра. Однако он многократно обращался за медицинской помощью ввиду сильных головных болей. Примерно за год до трагедии у него выявили заболевание головного мозга. Однако это не стало препятствием для получения разрешения на хранение оружия.

6 мая Галявиев пошел в школу «на разведку». В тот день гимназия была закрыта, занятий не проводилось. Убийца решил дождаться первого рабочего дня.

В следующий раз он оказался на пороге школы 11 мая, за несколько часов до нападения. Проверив расписание, будущий убийца решил, что большинство детей будут находиться в школе во время второго урока. Спустя пару часов он вернулся, прихватив с собой ружье и устроив расправу над учениками и сотрудниками гимназии.

За день до трагедии из университета, в котором Галявиев учился на третьем курсе, пришло известие об отчислении. Отец парня устроил скандал. Однако этот эпизод нельзя считать толчком к расправе над детьми и учителями, ведь убийца наведывался в школу ранее, запланировав преступление на 11 мая.

С ружьем по улице

Ильназа Галявиева нельзя назвать скрытным убийцей. Своих планов он не скрывал, перед нападением опубликовав в Телеграм-канале посты с угрозами. Затем убийца прошел с оружием наперевес по городским улицам, что нисколько не смутило прохожих. Некоторым из них он даже помахал рукой, уверенный в своей безнаказанности. Если бы кто-то из очевидцев позвонил правоохранителям, то возможно, трагедии удалось бы избежать.

Уличные камеры видеонаблюдения запечатлели Галявиева, идущего по улице с ружьем. Он уверенным шагом направлялся в сторону гимназии №175.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Расстрел учеников и учителей

Первый звонок на номер экстренной службы поступил в 9:18. Звонивший был явно взволнован и сообщил о стрельбе на территории гимназии №175. В тот момент Галявиев стрелял по окнам школы. Услышав звуки выстрелов, учителя начали запирать классы, о чем сообщили в местных чатах.

Первой жертвой Галявиева стал 62-летний Мулланур Мустафин – работник по обслуживанию здания. Он попытался помешать человеку с оружием, но был ранен. Когда Мустафин упал на пол, вахтерша спряталась под стол, что позволило ей избежать печальной участи.

Затем в здании школы раздался взрыв. По предварительным данным, Галявиев использовал самодельное взрывное устройство. Ученики в ужасе заперлись в классах.

Идя по первому этажу школы, убийца вел беспорядочную стрельбу. Он искал открытые аудитории. На звуки выстрелов в коридор вышла Венера Айзатова – учительница начальных классов. В тот же миг она получила смертельное ранение. Через несколько часов после инцидента Айзатова скончалась в больнице.

Через 9 минут после первого звонка, в экстренную службу начали поступать многократные сообщения о стрельбе в школе. В тот момент убийца успел подняться на третий этаж школы, дергая дверные ручки. Дверь 8 «А» класса оказалась незапертой. Зайдя в аудиторию, Галявиев расстрелял шестерых учеников. Чтобы избежать расправы, дети выпрыгивали из окон третьего этажа.

Галявиев вновь вышел в коридор, ища открытые двери. Следующей его жертвой стала учительница английского языка, которая скончалась на месте.

Не планируя останавливаться, убийца продолжал идти по школьному коридору, ища новых жертв. Зайдя в кабинет русского языка, он начал вести беспорядочную стрельбу, в результате чего была ранена учительница и несколько учеников. В перерывах между выстрелами парень называл себя богом и говорил, что «бог всех ненавидит».

Приезд полицейских

Правоохранители подъехали к зданию гимназии в 9:33. Им не пришлось проводить операцию по поимке преступника – он сдался сам. Появившись на школьном крыльце, Галявиев бросил оружие. Ранее он писал в соцсетях, что после массовой расправы намерен совершить самоубийство.

Наказание для убийцы

Следственным управлением СКР было возбуждено уголовное дело по статье «Убийство двух и более человек». На данный момент Ильназу Галявиеву грозит высшая мера наказания – пожизненное лишение свободы. Данное дело вызвало широкий общественный резонанс – многие жители Республики Татарстан требовали вернуть смертную казнь. Однако в Госдуме опровергли слухи о возможном применении такого наказания. При этом власти Татарстана планируют выплатить семьям погибших по 1 миллиону рублей.

На следующий день после инцидента в школе №175 Министерство просвещения направило рекомендации по усилению мер безопасности во все школы страны. В этих документах содержатся правила, позволяющие сохранить жизнь учащихся и сотрудников образовательных учреждений.