Можно ли привлечь к ответственности за расклейку объявлений в подъезде

По закону клеить объявления можно только на специализированных досках, установленных по всему городу. Имеются такие доски и при входе в каждый подъезд. Однако расклейщики будто не замечают их. В итоге объявления «украшают» окна, стены, двери, электрические щитки, столбы, почтовые ящики и т. д.

И если речь идет о старом подъезде в хрущевке – то это еще полбеды. Куда хуже, если жильцы дома скидывались на ремонт, обновили подъездные двери, покрасили стены, чтобы спустя несколько дней заметить расклеенную где попало рекламу подключения к интернету, ремонта бытовой техники и аварийного вскрытия замков.

Причем эти листовки практически невозможно отодрать таким образом, чтобы не осталось никаких следов. Ниже мы рассмотрим, как можно бороться с расклейщиками объявлений законными способами.

Общие положения

Если расклейщик размещает объявления вне специально предназначенной доски, он тем самым нарушает закон. В таком случае можно говорить о порче частной собственности. Однако для того, чтобы наказать нарушителя, нередко приходится пройти семь кругов ада. Но бороться с расклейщиками все же можно. И важно использовать при этом законные методы, ведь перегнув палку, вы рискуете превратиться из жертвы в виновника преступления.

Можно ли привлечь к ответственности за расклейку объявлений в подъезде

Почему расклейка объявлений на стенах является незаконной

Бумажные объявления, портящие внешний вид вашего подъезда, являются рекламой, то есть, инструментом продвижения какого-либо продукта. Исключение составляют листовки информационного характера, например, призывающие граждан носить маски в период пандемии. Если же текст объявления содержит не только призыв, но и ссылку на фирму, предоставляющую конкретные услуги, то это ни что иное, как реклама.

Действующее законодательство определяет порядок размещения рекламных материалов. Наружную рекламу можно размещать только в специально отведенных местах, например, на билбордах или стендах, если речь идет о подъездах.

Обычно такие стенды стоят у каждого входа. А если их нет, то это упущение УК. Она обязана создать информационную панель, где будет отчитываться о своей работе и публиковать другую полезную для жителей информацию. Такие щиты являются частью деятельности УК по содержанию жилья. То есть арендаторы уже заплатили за такие доски объявлений. А компания, которая хочет продвигать свои товары или услуги, может разместить рекламу на информационном стенде. Для этого она должна запросить разрешение у управляющей компании.

Но на практике никто этого не делает. В лучшем случае объявления тихо размещаются на доске, пока никто не видит. А в худшем – на стенах, где делать это запрещено.

Можно ли привлечь к ответственности расклейщика объявлений

Размещение рекламы в неразрешенных местах федеральным законом никак не регулируется. Но такие нормы обычно встречаются в региональных актах. Например, в Москве действует Кодекс об административных правонарушениях, статья 8.13 которого запрещает размещение рекламы и других информационных материалов вне специально отведенных мест. В Питере тоже есть такая норма.

Аналогичная формулировка присутствует в областном Кодексе об административных правонарушениях города Вологды. Отличие только в размерах штрафов.

В Кодексе об административных правонарушениях Вологодской области есть статья 3.8 «Нанесение надписей, рисунков и графических изображений в местах, не отведенных для этих целей органами местного самоуправления». В соответствии с ней, запрещается размещать рекламу и наносить рисунки там, где это не предусмотрено проектной документацией объекта недвижимости.

Поскольку расклейщик является физлицом, то он может получить штраф на сумму от 500 до 2000 рублей. Для заказчика рекламной кампании взыскание будет в разы большим. Дело в том, что он является уже юрлицом, а потому штраф для него составит от 30 000 до 50 000 рублей.

Выпиской взысканий занимается административная комиссия при мэрии, но установить нарушителя должна полиция. Поэтому подавать заявление можно в полицию или мэрию.

Ключевой нюанс – удалось ли задержать наклейку с поличным. Если да, то все просто.

Например, один из жильцов увидел, что неизвестный расклеивает рекламу в подъезде. Была вызвана полиция, прибыл наряд и задержал нарушителя. Несколько жильцов подъезда написали заявление с требованием привлечь злоумышленника к ответственности. Вероятность того, что он получит штраф, высока. Избежать ответственности в таких случаях практически невозможно. Но так бывает далеко не в каждом случае.

Что делать, если нарушитель неизвестен

Иногда, вернувшись с работы, вы замечаете, что весь ваш подъезд обклеен листовками, обещающими щедрые скидки при покупке бытовой техники. И тот, кто так «украсил» несколько лестничных пролетов, остался неизвестным.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 804 333-66-89

Если позвонить в полицию, скорее всего, они не будут выезжать по такому вызову, а передадут его участковому. Он приходит, когда ему удобно. Провести проверку он должен в течение месяца. Иногда участковые проверяют все сразу, но чаще всего подобные материалы берутся в работу уже в конце срока.

Полиция начнет официальное расследование, участковые допросят соседей, посмотрят записи с камер. Если никто ничего не видел, а на камере все размыто, и личность не может быть идентифицирована, то отказ в возбуждении административного производства придет позже по почте.

Как наказать заказчика рекламы

Ни правоохранительные органы, ни мэрия не будут искать заказчика расклейки, используя номер телефона в объявлении. Дескать, сотовые операторы не разглашают данные абонента, и если они выполнят запрос, то владелец номера не будет брать нарушение на себя, а обвинит во всем конкурентов, которые решили сделать ему черный пиар.

Иногда пойманный на горячем расклейщик называет своего работодателя. Тогда возможно составление двух протоколов: на физическое лицо и на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя. Но очень часто склейкой занимаются люди, официально не оформленные и получающие наличные в конце дня. Доказать факт их трудоустройства организацией практически невозможно.

Вам очень повезет, если расклейщик окажется официальным сотрудником компании-рекламодателя. Так было, например, в 2015 году в Перми, где жители заставили местное отделение «Ростелекома» заплатить за повреждение подъезда многоэтажки. Нанятая ТСЖ управляющая компания обратилась в полицию, которая обнаружила, что рекламу расклеивал сотрудник «Ростелекома». Управляющая компания нашла подрядчика, который более чем за 100 тысяч рублей перекрасил стены подъездов, испорченные листовками.

Представитель «Ростелекома» попытался все опровергнуть в суде и сослаться на конкурентов. Он также сослался на то, что жильцы злоупотребляют правом и пытаются оплатить косметический ремонт подъездов за счет сторонней компании. Компания оспаривала стоимость ремонта и утверждала, что необходимо учитывать естественный износ здания.

Суд отклонил все эти доводы. Так, УК доказало, что при снятии объявлений со стен подъездов они отходили вместе со штукатуркой, а вот с дверей и щитов лифтов бесследно убрать не удалось. Поэтому нужен был ремонт.

Арбитражный суд взыскал с «Ростелекома» более ста тысяч рублей в качестве возмещения убытков в пользу управляющей компании, а также судебные издержки истца.

Местные власти пытаются другими способами бороться с недобросовестными рекламодателями. В 2019 году в ряде регионов России власти начали тестировать новый способ борьбы с нелегальной рекламой — автодозвон. Практически одновременно такие эксперименты начались в Воронеже, Уфе и Перми. Телефоны из листовок фиксируются инспекторами из мэрии и передаются в частную компанию, которая ставит номера на автодозвон.

Так, в Воронеже звонят в будни с 8 до 22, в выходные и нерабочие праздничные дни — с 9 до 22. На каждый номер ежедневно совершаются звонки с интервалом 30 минут. Они продолжаются в течение двух недель или до тех пор, пока рекламодатель не сдастся в мэрию и не заплатит штраф. Кроме того, нарушитель должен удалить всю рекламу.

Другие способы борьбы с расклейщиками

На практике бороться с расклейщиками оказывается куда сложнее, чем кажется на первый взгляд. Рассмотрим несколько альтернативных способов.

Проводим разъяснительную беседу

Можно позвонить по номерам, указанным в объявлениях, и вежливо попросить убрать рекламу. Также рассказываем о свежем ремонте в подъезде и напоминаем о возможных штрафах. Этот метод помогает в одном случае из десяти. В лучшем случае компания пошлет сотрудника, который сорвет все объявления. Но следы останутся. Зато подъезд, скорее всего, оставят в покое.

Часто сотрудник таких компаний соглашаются со всеми доводами звонящего, спрашивают адрес и обещают все уладить и убрать, но ничего не происходит. Повторные звонки так же ничего не дают.

Жалуемся в мэрию или МВД

Вы можете написать заявление в полицию или комитет по благоустройству мэрии. Лучше сразу написать заявление в полицию, потому что сотрудники мэрии направят материал в МВД. Если полиция обнаружит злоумышленников, то материал перейдет в административную комиссию мэрии.

Заявление пишется в свободной форме. В нем указываем просьбу – привлечь неизвестных к административной ответственности. Также важно описать характер нарушения и указать дату его совершения.

Самостоятельная охота на расклейщиков

Это бесполезное занятие, которое, к тому же, отнимает много времени. К расклейщикам нельзя применять физическую силу, иначе могут привлечь за побои. Еще они очень проворные и хорошо чувствуют опасность. Если замечают, что из квартиры кто-то выходит и направляется к ним явно с недобрыми намерениями, то убегают. Поэтому, лучше не тратить свое время на расклейщиков – вспугнете одного, придет другой.